Новотомниково: здесь хранят историю и тамбовских рысаков
Наверное, никто другой не может считаться столь же верным и трудолюбивым помощником и другом человека, как лошадь. Это животное с самых древних пор рядом с нами — в боях и походах, на дорогах и в пашне. Именно наличие лошади в подворном хозяйстве говорило о состоятельности семьи, а признаком нищеты и маргинальности в крестьянской среде долгое время считалась «безлошадность». Знатные фамилии в то время щеголяли племенными рысаками…
Тамбовская губерния издревле была известна как край знатных конезаводчиков. В XIX веке здесь насчитывалось более 200 частных конных заводов. Ими владели самые известные фамилии Российской империи: графы Строганов и Воронцов-Дашков, князь Голицын, Нарышкины, Воейковы и Чичерины. Активно развивали коннозаводство и представители купеческого сословия. Крупными коннозаводчиками были братья-миллионеры Асеевы и осевший в губернии уральский золотопромышленник Башмаков.
кстати
Каждая 10 лошадь, продававшаяся за рубеж, была из Тамбовской губернии. В те годы наличие собственного конного завода было символом особого статуса и престижа. Даже Воронежская губерния, считавшаяся колыбелью всемирно известной орловской рысистой породы, уступала Тамбовщине по численности поголовья племенных рысаков.
В 1837 году в Тамбове было организовано общество охотников конного бега, которое вскоре построило собственный ипподром, считающийся одним из старейших в России. А чуть позже — в 1843 году на территории ипподрома началось строительство земской племенной конюшни, которая потом стала государственным конным заводом.
Племенных рысаков орловской породы выращивали на самых известных тамбовских конных заводах — Лавровском и Новотомниковском.

Лавровский в Мордовском округе был основан Василием Воейковым в 1814 году и просуществовал вплоть до 2000-х годов.

Новотомниковский конезавод ведёт свою историю с 1859 года. Построил его главный коннозаводчик Российской империи и наместник Кавказа граф Илларион Воронцов-Дашков вместе со зданием своей тамбовской усадьбы по проекту русского архитектора Николая Султанова.

На фото: Граф Илларион Воронцов-Дашков
И Воейков, и Воронцов-Дашков разводили племенных лошадей рысистой породы, выведенной графом Алексеем Орловым на Хреновском конном заводе в Воронежской губернии. Этих рысаков до сих пор называют орловскими. 
Сегодня в селе Новотомниково ныне Моршанского муниципального округа продолжают выращивать племенных рысаков.
Наш специальный корреспондент Михаил Карасев прибыл на конезавод, чтобы узнать, как разводят и воспитывают здесь это благородное животное — с вековой родословной и богатой историей.
Родовое гнездо
Усадьба графа, 2009 год. Фото: Михаил Карасев.
— Новотомниково — это было любимое имение Воронцова-Дашкова. Здесь он жил 3−4 месяца в году. И это имение было по тем временам суперсовременное — в особняке был телефон, телеграф, электрическое освещение, водяное отопление, канализация и даже лифт на второй этаж. Граф был справедливым человеком и уважаемым. Он открыл здесь пять школ, причем до сих пор цела школа, построенная графом на свои деньги — сейчас в ней школа искусств. Жители села были грамотными. Граф оплачивал зарплаты учителей, врача. Люди его любили. Поэтому и усадьба сохранилась,

— рассказывает исполнительный директор племенного завода Ольга Староверова.
Конный завод состоял из двух отдельных комплексов, состоявших из двух конюшен, соединённых с манежем. В усадьбе были и конюшни для рабочих лошадей, ветлечебница, кузница и дом для двенадцати конюхов. Кирпич для конюшен и манежей обжигали на собственном заводе из сырья, добытого в ближних оврагах. Один из них так и называется — кирпичный. А на кирпичах, как водится, есть клеймо изготовителя — «ГВД».
Илларион Воронцов-Дашков был близким другом Александра III и крёстным отцом и начальником охраны Николая II. Умер он в 1916 году в Алупке, но похоронен в Новотомниково.
кстати
После революции на конном заводе осталось всего три чистопородные кобылы графа Воронцова-Дашкова. Одной из них была Опора. И вот от этой кобылы советские селекционеры получили жеребца Отбоя — родоначальника резвейшей линии в Орловской рысистой породе. И сегодня если взять практически любую родословную, то они все восходят корнями к Отбою.
Хранители наследия
Рысистая порода была выведена для безопасной езды в экипажах-качалках. Скакать галопом лошади в экипаже небезопасно, а бег рысью — это быстро и не так трясёт пассажиров. Орловская порода имеет наследственные способности к такому бегу. А, кроме того, рысаки всегда были «звёздами» ипподромных бегов.
— Во время Великой Отечественной войны Новотомниково приняло поголовье двух конных заводов. В том числе и московского конного завода. Тамбовчане сохранили всех лошадей до единой. Ухаживали за ними, в основном, 15-16-летние подростки. Местные жители недоедали, но лошадей кормили, хранили для них соль, которой не было. И ни одна лошадь не пала. Всех вернули.

Ольга Староверова
директор племенного завода
Сегодня Новотомниковский конезавод — хранитель традиций отечественного коневодства и чистоты Орловской породы.

По словам Ольги Староверовой, орловские рысаки — это наше национальное наследие и достояние. Лошади в Новотомниково имеют вековую родословную, и вся она задокументирована и известна. У каждой лошади есть специальный паспорт, который дают на основе генетической экспертизы.
— Вот уже около 40 лет лошади генотипируются. Мы специально возим образцы генетического материала, чтобы подтвердить происхождение и получить паспорт.

Ольга Староверова
директор племенного завода
Сейчас, по её словам, помимо России, лошадей орловской породы разводят в Казахстане и Украине.
Лошади в Новотомниково сегодня
Зайдя в конюшни, первым делом удивляешься необычным именам лошадей. Например — Огнеупорная, Отпетая, Информ, Оборона, Обширный… А всё потому, что есть строгое правило — имя рысистой лошади должно начинаться с первой буквы матери, а в середине должна быть буква от отца. У верховых лошадей всё наоборот в именах.
А еще на табличках с именами указывают особый параметр — резвость лошадей. Она оценивается по пятибалльной системе, но по словам директора, пятёрку не получает никто, потому что идеальных лошадей не бывает.
В последние годы в Новотомниково содержится более 100 голов лошадей. Это: три жеребца-производителя, около 50 маток и столько же голов молодняка.

Жеребят завод продаёт конезаводчикам. Сейчас это, в основном частные лица. Впрочем, покупают русских лошадей и в других странах. Сейчас орловские жеребцы пользуются спросом в Китае, Корее.
кстати
По словам Ольги Староверовой, на содержание лошадей здесь тратят по минимуму, ведь завод живёт только на государственные — федеральные и областные субсидии. Содержание одной лошади стоит около 15 тысяч рублей в месяц. А себестоимость двухлетнего жеребёнка, которого уже можно продать, составляет около 200 тысяч. При этом завод продаёт молодняк практически по себестоимости.
Из недавней истории
Зимой 2008–2009 года Новотомниковский конезавод прогремел на всю страну. Тогда федеральные СМИ рассказали, что породистые рысаки обанкротившегося к тому времени конезавода голодают и вынуждены самостоятельно искать пропитание на местных полях под снегом. Волонтёры со всей России тогда стали собирать лошадям овёс, сено, морковь и возить в Новотомниково. На завод обратили внимание региональные власти, решившие выкупить его в областную собственность. В феврале 2009 года в Новотомниково для решения этого вопроса приехал губернатор Олег Бетин. Привёз сено лошадкам.
Как сообщили областные власти, в 2004 году Новотомниковский племенной конезавод сменил форму собственности. Из обанкротившегося СХПК создали общество с ограниченной ответственностью. Однако это не помогло предприятию стать рентабельным. В 2008 году на предприятии ввели конкурсное производство.

Именно тогда Ольга Староверова стала директором завода. До приезда губернатора она работала здесь зоотехником. А тут Бетин взял её за руку и при всех сказал:

— Я вас прошу, после того, как мы станем собственниками завода, возглавить это хозяйство. Вы всё здесь знаете и болеете за дело, — сказал тогда губернатор.
Губернатор Олег Бетин и Ольга Староверова. Фото: Михаил Карасёв.
Прошли годы
C тех пор прошло почти два десятка лет. Новотомниково хотели сделать туристической достопримечательностью, но средств на это не нашлось. Вот и сейчас, потенциальный туристический «клондайк» производит довольно унылое впечатление — Графский дворец заколочен, окружён мусором и находится в собственности федерального Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Агентству принадлежат и старинные конюшни, большая часть которых также законсервирована. Действуют только две — так называемая «новая» 60-х годов постройки и старая, еще графская каретная конюшня. Каретная потому, что заехать туда можно было вместе с повозкой.

Кстати, сейчас карета может стоить как модный «Мерседес».
Рядом с графским домом, который в советское время исполнял функции противотуберкулёзного санатория, действующая школа искусств. Она арендует старинное здание, которое также в собственности агентства.

Рядом, практически как новая, Благовещенская церковь, построенная в 1890 году на средства графа по проекту Николая Султанова в популярном тогда «русском стиле» с уникальным изразцовым иконостасом. На территории церкви — захоронения графской семьи. Правда, могильная плита графа не оригинальная. В советское время её взорвали кладоискатели, полагавшие, что вместе с телом графа захоронили и золотую лошадиную голову, которую он получил в качестве приза на одной из зарубежных выставок. Но оказалось, что граф с собой в могилу ничего не взял и похоронен был в скромном мундире поручика. А настоящим, ещё неоцененным кладом, является его сохранившееся наследие.

Кстати, Воронцов-Дашков был любителем не только лошадей, но и собак. Рядом со школой сохранились и захоронения графских собак. Судя по сохранившейся надписи «фокс», это были фокстерьеры.
Камень с надписью "ФОКС".
А рядом с законсервированной ныне конюшней есть кладбище «звёзд» орловской породы, которых хоронили стоя. Здесь под сохранившимся надгробьем покоится тот самый легендарный жеребец Отбой, родившийся в 1934 году. А, кроме того — лошади Синап, Приказ, Коронка и Гиперемия.
Люди и лошади
Отвечая на вопрос, как сейчас обстоят дела на заводе, директор рассказывает, что осталось всего 10 работников. Предприятие в областной собственности и управляется региональной Корпорацией развития, которая пытается поправить дела и привлечь сюда туристов.
— Да нет у нас серьезных проблем никаких. Вы знаете, я всегда говорю, самое главное в этом деле, лошади сытые, люди получают зарплату. И уже нормально.

Ольга Староверова
директор племенного завода
Между тем, русакам необходимо ежегодно проходить испытания — сдавать экзамены на ипподроме. И это тоже стоит денег, найти которые не так-то просто.

На конезаводе планируют организовать регулярные экскурсии для детей и взрослых. Здесь есть что рассказать и показать туристам, не говоря уже о бесценном опыте общения с лошадьми. Тут даже можно покататься в повозке, запряженной настоящим орловским рысаком.
кстати
Общение с лошадьми — это отдельная тема. Они разные — пугливые, любопытные, коммуникабельные, хулиганистые… Главное, по словам, Ольги Староверовой — не бояться лошадей. Ведь они чувствуют страх. У лошадей правит сильнейший, если человек боится, значит, он сильнейшим не является и отношение к нему будет соответствующее.
И, что очевидно для тех, кто имел дело с лошадьми — у человека образуется особая связь и привязанность к этим животным.
— Если человек занялся лошадьми, то он уже от лошади не отойдет. Теперь она его друг, его семья, его дом. Без неё он уже не может.

Ольга Староверова
директор племенного завода
Лошади ещё и лечат. Многие слышали про иппотерапию, но как говорит директор, это уже другая история.
— Каждый из нас — и человек, и лошадь несет энергию. И мы подсознательно чувствуем эту негативную или положительную энергетику. Понравился вам человек, значит, он несёт вам что-то положительно и вы к нему тянетесь. А если не понравился человек, значит у него сейчас отрицательная энергетика. То же самое и с животными. Подошла к вам собачка, в глаза заглянула, выпустила этот пучок положительной энергии, и вы ее захотели покормить, погладить. Также и у лошади. У них положительная энергетика, и лошадь отдает её легко. Так вот иппотерапия основана на том, что детям с лошадьми договориться проще, чем с людьми. Дети с недугами начинают ездить верхом, причем без седла, чтобы был максимальный контакт с лошадью. И кто-то после такого контакта начинает говорить, если не говорил, кто-то ходить, двигаться. Это вот такой путь к выздоровлению.

Ольга Староверова
директор племенного завода
Пути к выздоровлению и полноценной жизни в нашем непростом мире, наверное, нужны всем нам. И вновь, как и тысячелетия назад, верным проводником и даже транспортным средством на этом пути может стать лошадь. Если только человек не предаст своего друга, по своему человеческому обыкновению…
Автор: Михаил Карасёв
Фото и видео: Алексей Бучнев, Михаил Карасёв.


РИА «ТОП68», 2025
392000, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д.14а