Лента новостей
Общество9 мая 2021, 14:38

Понзари — Житомир — Харбин. Война и мир братьев Ивана и Аркадия Каревых

Фото: владимир Поветкин
Фото: владимир Поветкин

ПОЧТИ ВЕК ИВАН АРСЕНТЬЕВИЧ И АРКАДИЙ АРСЕНТЬЕВИЧ КАРЕВЫ ХРАНЯТ ВЕРНОСТЬ РОДНОМУ СЕЛУ, УСТРОИВШЕМУ СВОИ ДОМА НА БЕРЕГАХ ОДНОИМЁННОЙ РЕЧКИ ПОНЗАРЬ В МЕСТЕ СЛИЯНИЯ ЕЁ С ЦНОЙ.

КУЗНЕЦЫ
И ПОЛЕВОДЫ

Иван появился на свет в 1923 году, когда в селе поутихли жестокие страсти мятежной Антоновщины. А через полтора года в доме Арсентия и Матрёны Каревых раздался крик второго сынишки Аркадия.

Запах калёного железа и угольной гари стал родным для братьев с раннего детства. К потомственному кузнецу Арсентию Степановичу народ шёл со всей округи.

Как и у многих ребят той поры, детство у братьев было коротким. Крестьянские будни, где работа в колхозе чередовалась с дворовыми заботами, стали той лодкой, на которой Иван и Аркадий незаметно вышли в плавание по бурным водам взрослой жизни.

ОСЕНЬ СОРОК ПЕРВОГО

Представляя Ивана Карева к медали «За отвагу», военком Сампурского района капитан Шамов по-армейски кратко напишет: «тов. Карев …24 января 1944 года в наступательном бою за овладение г. Ковель был тяжело ранен осколком в левую голень с повреждением нерва. С 24.01.1944 г. по 15 01. 1945 г. лечился в госпитале, после чего по состоянию здоровья уволен из Красной Армии…»

…В начале радио-газетная, гремящая где-то далеко на западе, Великая Отечественная превратилась для Каревых в войну настоящую в сентябре 1941 года, когда Арсентий Степанович, затушив горн, вместе с группой мобилизованных понзарцев отправился на приближающийся фронт.

Ушёл и канул, уничтоженный огненным вихрем гигантского противостояния. Как будто и не жил вовсе. Пропал без вести...

НАПРАВЛЕНИЕ — НА КОВЕЛЬ

В августе 1942 года, когда гитлеровские дивизии рвались к Волге и Кавказу, пришёл черёд надеть военную форму старшему сыну Ивану. Аз и буки военного ремесла он постигал в 100-м запасном стрелковом полку 16-й запасной стрелковой дивизии, базировавшейся в городе Кузнецк Пензенской области.
Часть специализировалась на подготовке пополнения для поредевших в боях подразделений РККА и отличалась спартанскими условиями быта. Красноармейца Карева учили там разить противника пулей, колоть штыком, выводить из строя гранатами. Проверить крепость знаний на практике ему пришлось в ноябре 1943 года.

328-я стрелковая дивизия, в 1103-й полк которой с маршевой ротой отправили Ивана, формировалась на Кавказе летом 1942 года, обороняла Туапсе и Краснодар, а в августе её полки перебросили в Ворошиловградскую область. В сентябре 1943-го они участвуют в боях Донбасской наступательной операции, а через два месяца передислоцируются в район Житомира — в полосу наступления 1-го Украинского фронта.

— Если кто думает, что к концу сорок третьего года война для нас была уже прогулкой, тот сильно ошибается. Да, Красная Армия наступала, но немцы не разучились воевать. Бои были очень жестокие, — вспоминает Иван Карев.

В ходе Житомирско-Бердичевской операции 328-й дивизии пришлось столкнуться с элитными частями противника — моторизованными дивизиями СС «Адольф Гитлер» и «Райх». Контратакуя, их грозные «Тигры» пытались прогрызть линию фронта и взять наши полки в смертельное кольцо. Но им основательно «подпалили шкуру».

С 24 декабря 1943-го по 16 января 1944 года 328-я отодвинула линию фронта на запад на 130 километров, освободив при этом 100 населённых пунктов, в том числе города Радомышль и Житомир. К концу наступления в ротах осталась лишь четверть штатного состава.

Закончилась война и для Ивана Карева. Случилось это 24 января 1944-го у села Бурковцы Чудновского района Житомирской области, где полк занял оборону перед броском на Ковель.

Ужалив в ногу, горячий осколок отправил сампурца сначала в госпиталь, а потом в родные Понзари.

НА ДАЛЬНЕМ ПОГРАНИЧЬЕ

В то время, когда Иван привыкал к обстрелам на передовой, Матрёна, плача, собирала в дорогу младшего сына Аркадия. 18 ноября 1943 года его с Тамбовского военно-пересыльного пункта отправили не на запад, а на самый дальний восток — во входившую в Приморскую группу войск 187-ю стрелковую дивизию.

Его час настал через три месяца после окончания Великой Отечественной, когда советские и монгольские вой-ска атаковали японские вооружённые силы в Маньчжурии и Корее.

16 августа, отражая яростные контратаки японцев, идущая в боевых порядках 5-й армии 1-го Дальневосточного фронта 187-я стрелковая дивизия взяла г. Муданьцзян. Затем спустили флаги города Цзилинь и Харбин.

К концу августа всё было кончено. А пулемётчик Аркадий Карев тянул армейскую лямку ещё несколько лет и лишь в начале пятидесятых прошагал по мостку через тихую речку Понзарь — к снившемуся ночами родному дому.

Вернувшись в Понзари в январе победного сорок пятого, Иван Карев осел в родном селе окончательно. «Оживил» колхозную кузню, а в 1947-м сыграл свадьбу с приглянувшейся Пелагеей Романовой, подарившей ему сына Александра и дочь Лидию.

МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ

В 1983 году ветеран ушёл на заслуженный отдых, но ещё несколько лет помогал колхозу имени XXII партсъезда доставлять молоко с фермы на переработку. Пока позволяло здоровье, активно занимался домашним хозяйством, содержал большой огород и дворовую живность.

Аркадий, высмотревший себе жену Анну в Бахарево, три года искал счастья в городе. Работал водителем на кирпичном заводе в Подмосковье, из продукции которого строили дома московских Черёмушек. Но в 1955 году, после рождения первенца Владимира, семья вернулась на малую родину. За десять следующих лет её пополнили дочери Татьяна и Елена, сыновья Николай и Александр.

Как и у брата, в трудовой книжке Аркадия очень мало записей. До выхода на пенсию он водил колхозные грузовики с зерном, свёклой, подсолнечником, перегноем, песком, лесом, кирпичом и другими стратегическими для села грузами.

Понзари — Житомир — Харбин.  Война и мир братьев Ивана и Аркадия Каревых

За многолетний добросовестный труд был награждён множеством грамот и орденом Знак Почёта.
Сейчас, в свои девяносто пять, Аркадий Арсентьевич продолжает следить за событиями в стране и мире, удивляется забывчивости западных стран.

— Словно водой, а не кровью сотен тысяч наших солдат оплатили мы их свободу от фашизма, — возмущается ветеран.

Автор:Владимир Поветкин