Лента новостей
Культура23 февраля , 21:01

Художник Лена Ланина: «Собираю сюжеты о Тамбове и лица земляков, а потом переношу на бумагу»

Фото: личный архив Елены Ланиной

Уже признанный и известный мастер живописи родилась и выросла в Тамбове. Окончила художественную школу и живописно-педагогическое отделение Саратовского художественного училища. Участвовала во многих областных, всероссийских и персональных выставках. Преподаёт рисунок, живопись и композицию в детской художественной школе № 2 г. Тамбова.

Основные жанры её картин — портреты, карикатуры, городские и сельские пейзажи. Ланина — член Союза художников России. Её работы находятся в российских музеях, частных коллекциях и за рубежом.

— Лена, как родилось решение посвятить жизнь творчеству и педагогике?

— Всё просто — главная мечта моего детства — быть только художником. А талант передался, вероятно, от дедушки — Егорова Бориса Леонтьевича. Наша семья вся творческая. И потом, если хотите заложить в ребёнке художественное начало, повесьте в квартире хорошую картину. Только непременно настоящего мастера. У меня такая была.

Воспоминания детства — это бесконечное рисование стенгазет и плакатов в школе, учёба в любимой художественной школе № 1, жизнь в старинном историческом доме с чугунной ажурной лестницей и соседями, как из фильма «Покровские ворота», а ещё песня — «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко» и, конечно, восхитительное советское мороженое.

— Вот прямо всё так безоблачно было?

— Нет, совсем не всё... Начались суровые 90-е — бесконечное тупое расписывание на продажу досок под палех и хохлому... Много трудилась, упорно занималась самообразованием, самостоятельно изучала графику и, например, творчество Херлуфа Бидструпа, других мастеров шаржа и карикатуры. Это очень многое мне дало как художнику. Я вообще люблю в жизни и творчестве юмор, иронию, позитив.

В каждый поход, к примеру, в магазин за хлебушком или просто гуляя по городу, собираю в свою копилку сюжеты о родном Тамбове, настроение улицы, лица земляков. Затем переношу эти впечатления на холст. Живопись – это в первую очередь практика и труд, а уж только потом теория. Каждый день — это учёба. И рисовать стараюсь ежедневно.

— А как складывается твоя преподавательская деятельность? Общение с живыми людьми, тем более с детьми — это ведь не просто с холстом общаться, это особая такая ответственность?

— Да. Это очень серьёзно. Работать с детьми — огромная ответственность и совсем непростой труд. Мне здесь очень помогает наш замечательный педагогический коллектив — настоящие профессионалы и мастера своего дела. Не побоюсь громких слов — Тамбовская художественная школа № 2 — это сегодня уникальное учебное заведение.

— Твой сын Тимофей идёт по стопам матери?

— Судить пока рановато. Мы с ним часто вместе выбираемся на пленеры, я стараюсь делиться с ним какими-то секретами мастерства, профессиональным подходом к живописи. Но он больше график, и в поездках выступает скорее как наблюдатель-созерцатель и мой «оруженосец» — принадлежности художника весят немало.

Рассказываю ему об особенностях русского интерьера, росписи. А ещё стараюсь и ему, и другим своим ученикам внушить, что рисовать нужно, по возможности, с юмором, с хорошим настроением, нести в своих картинах доброту. Не будем скромничать — с мамой ему, конечно, очень повезло.

— Твой любимый художественный жанр?

— Сколько себя помню, всегда особенно любила наблюдать за лицами людей. Нарисовала, наверное, портреты всех своих родственников, друзей и знакомых! Ну, никак не меньше 500 работ! Такие разные типажи, образы, характеры. Всегда стараюсь отобразить не только внешнее сходство, но обязательно именно характер человека, его внутренний мир.

Бывает, так заработаешься, что и про время забываешь. В парке или на площади на День города иногда очередь ко мне выстроится — и бах! — а уже стемнело. Или, бывает, в ливень под зонтом рисуешь... А в прошлом году я особенно много портретов наших героических врачей создала.

Доводилось рисовать, например, и жутко неусидчивых детей, и больших начальников, и пастухов, цыган, священников, целые трудовые коллективы, ветеранов, молодожёнов... Каких только персонажей не было! И всегда это так интересно и по-разному происходит.

Ну, очень я люблю живые человеческие лица. Друзья, если увидите где-нибудь в парке или на набережной девушку перед мольбертом, с длинной косой и в кепке — не отказывайтесь ей позировать, увековечьте для потомков свой уникальный образ!

— Твои городские и сельские пейзажи необыкновенно душевны и уютны...

— Виды старого Тамбова, наши исторические здания, милые деревенские домики и улочки — это давняя моя любовь. Это мне очень близко... На таких этюдах просто душой отдыхаешь. Обязательно буду продолжать работать по этим темам.

— Ты не любишь, когда тебя называют не художником, а художницей... Почему?

— Это неверное слово. Я именно художник, а не художница! Нет таких понятий — художница, повариха или врачиха. Это слово придумано ленивыми «дамами на высоких каблуках», которые не знают, что такое вкалывать.

— Лен, а в чём главный смысл творчества?

— Смысл творчества... и даже, пожалуй, всей жизни?.. Это всё придумано задолго до меня и изложено ещё в 10 заповедях. И им надо постоянно следовать на практике. Для меня культура, искусство и творчество вбирают все эти правила.

— И традиционный вопрос — твои творческие планы?

— Их просто громадьё! Только «отпустите меня в Гималаи!» В смысле — дайте возможность больше творить, работать, участвовать в выставках. Очень много задумок и ещё не реализованных проектов. Например, продолжить серию для открыток с историческими видами Тамбова и подготовить летнюю выставку ко Дню города — под открытым небом в сквере «У Зои»...

А в эти дни, до конца февраля, у меня работает персональная выставка пейзажей в Тамбовском филиале РАНХиГС — «Этюд в выходные» (0+). Приходите, милости прошу!

— Спасибо. Непременно!

Автор:Альберт Зверев