Лента новостей
Культура17 июля , 11:01

«Такого уровня ещё не было»: в Тамбове работает выставка современного искусства о трансформации человека в пандемию

Выставку предоставила галерея «Триумф» – один из самых известных центров современного искусства в Москве. Для города, как отмечают специалисты, это событие. Здесь много необычного и непривычного для тамбовского зрителя.

Фото: Ольга Смыкова

В начале июля в Тамбовской областной картинной галерее открылась выставка «Чрезвычайное положение» (6+). На языке современного искусства экспозиция рассказывает о том, что происходит с миром – он трансформируется. Чтобы погрузиться в содержание выставки, не хватит и часа, а чтобы увидеть все нюансы, потребуется не один день. Научный сотрудник Марина Мурлыкина провела для РИА «ТОП68» вводную экскурсию. Для города, по её мнению, эта выставка является событием: такого уровня ещё не было.

Выставку предоставила галерея «Триумф» – один из самых известных центров современного искусства в Москве – при поддержке ТГУ имени Державина. В экспозиции продумано всё до мельчайших деталей: даже стены залов специально перекрашивали, чтобы всё оказалось на своём месте. Как отметила Марина Мурлыкина, только одни затемнения на окнах можно уже считать произведением искусства. Одновременно пространство галереи вдохнуло в выставку новую жизнь: благодаря высоким потолкам (13 метров) у работ появился «воздух» - они задышали.

Большинство произведений создано художниками во время пандемии. Тем не менее выставка имеет более широкое наполнение – она про современный мир и его преображение, про те чувства, которые выражают художники по данной теме.

– Это выставка даёт почву для размышлений о том, что мир не будет прежним. Это нужно понимать и это нужно принимать,
отметила Марина Мурлыкина.

Здесь много непривычного. Ведь в современном искусстве художник через призму своего восприятия разными способами доносит до зрителей эмоции. Пандемия, изоляция, неопределённость – именно тогда создатели выставки на своём канале в сети стали записывать подкаст, где обсуждали то, что творится вокруг. Вместе с произведениями художников набранный материал и составил проект.

В числе работ те, что были созданы задолго до событий 2020 года. Но в сочетании с определёнными элементами они переворачивают календарь именно на год назад. Так, Виноградов, Дубосарский написали картину «Тихий час в пионерлагере» 11 лет назад. Кураторы проекта обыграли её по-своему, и перед зрителем уже предстал прошлый год в одном из своих проявлений.

На данную экспозицию стоит потратить не меньше двух часов. Начать с поверхностного знакомства, затем продолжить осмыслением и просмотром тех подкастов, которые подготовили организаторы: необходимое оборудование предусмотрено. Только после этого раскроется полный смысл того, чтобы было увидено.

Выставка примечательна не только своим содержанием. Авторы работ известны далеко за пределами страны: зачастую они выставляются за рубежом – это Айдан Салахова, АЕС+Ф, Аристарх Чернышов, Дмитрий Гутов, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский.

– Это такие мировые величины российских художников, признанные в современном мире, что эту выставку безусловно любопытно посмотреть,
добавила Марина.

Приглушённый свет и непонятный шум – то, что встречает посетителей на выставке. Это подобно тому, что происходило у многих в голове в начале пандемии. И кроме того, звуки напоминают производственный процесс – трансформация идёт. Шум создают экраны, которые составляют часть инсталляций.

Виртуальная жизнь, из-за дня в день и всё пусто – об этом говорит Игорь Самолёт, рассказывая о самоизоляции. Основу инсталляции составили скрины с телефона: фотографии, переписки с неким баловством, через которое в свою очередь происходило переосмысление настоящего.

– Думаю, каждый из нас скажет так же, как и я, что во время изоляции с одной стороны всё было плохо, всех посадили по домам в замкнутом пространстве. Но со временем сознание расширялось, и мы начали обращать внимание и думать о тех вещах, которые в обычной жизни не замечали.

Аристарх Чернышов показал внутреннюю перезагрузку человека. Своими скульптурами он демонстрирует, что каждый воспринимает мир по-своему.

 

Айдан Салахова не понаслышке знает о труде врачей и их самоотверженности. По возвращении из Италии она пребывала на карантине в госпитале. Делала зарисовки, фотографировала. А потом это вылилось в серию «Новые святые».

 – Очень лаконичная форма, но насколько всё выразительно. Вроде безликий образ, но через жесты, позу, она говорит обо всём. Впечатление от живописи увеличивается аппаратом ИВЛ.

Взгляд привлекает огромный шар со снегом: кажется, что в нём заключен красивый пейзаж. Подходишь ближе, а внутри – пустые качели, обмотанные лентой.

– Вот эту картину мы наблюдали из окна в течение нескольких месяцев на самоизоляции. Минималистическими средствами она дала целую пищу для размышлений.

Люди пытаются плыть каждый в свою сторону и одновременно они не знают, куда двигаться. Они в динамике и статике одновременно – обо всём этом на выставке.

 

Фотограф Кирилл Мёд не раз бывал на выставке. По его словам, каждый раз он находит что-то новое, что не заметил в прошлое посещение.

– Вот я увидел татуировку у девушки, вот нашёл портрет Есенина. Найдёте? Он размером около двух сантиметров в высоту. Нужно всё очень внимательно рассматривать.

Плохие или хорошие изменения ждут мир – об этом художники не говорят. Они лишь приоткрывают завесу: всё будет по-новому.

Авторы:Ольга Смыкова