Сегодня отмечается международный день подкастов — современного и популярного аудиоформата. Новое направление информационного вещания используют как компании и интернет-сайты, так и любые желающие. Популярность подкастов дошла и до Тамбова. В праздник корреспондент РИА «ТОП68» пообщался с тамбовскими подкастерами об интернет-радио, технических особенностях и возможностях для запуска своего проекта.
Почти как радио
Подкаст существуют в виде файлов или потокового мультимедиа, что даёт возможность прослушивать его в любое удобное время, перематывать на нужное место или переслушивать заново.
— Подкаст — это интернет-радио, где пользователь сам выбирает, что будет слушать. Как YouTube заменил телевизор (но не вытеснил), так и подкасты заменяют радио, — рассказал РИА «ТОП68» Александр Верещагин, подкастер.
Выбор тем для подкаста ограничен только идеей автора. Сейчас в сети можно найти выпуски на самые разные темы: от обсуждения книжных новинок до психологических проблем, от исторических фактов до смешных историй. Часто авторы экспериментируют — например, в США делают выпуски для собак или читают скучные тексты для борьбы с бессонницей.
По словам Александра, он также экспериментирует с темами.
— Моя первая проба пера была в сфере общепита: интервью с владельцами тамбовских кафе и ресторанов. Но будет ли житель города слушать о том, как появилась идея кафе, какие были сложности и поражения? Я бы не стал. Поэтому мы сузили аудиторию до тех, кто хочет найти работу в этой сфере.
Так появился подкаст «Тьфуд» (18+). После этого возник подкаст о полезных утренних привычках. Но на этом темы для разговоров не заканчиваются.
— С каждым сезоном я экспериментирую с форматом. От медитаций в первом сезоне перешёл к радио-сценарию в четвёртом с двумя главными героями: психолог и пациент.
Найти и выбрать тему не сложно. Прежде всего это то, что человека интересует, волнует, о чём хочется говорить. Многие популярные подкасты начинались с мысли «А давайте соберёмся и поговорим о…». У Александра Верещагина мотивом стала основная деятельность, связанная с бренд-маркетингом для малого и среднего бизнеса, для чего нужно было продвижение.
— При выборе темы нужно найти баланс, что интересно не только вам, но и другим. Определить свою целевую аудиторию, кто будет слушать. Затем проанализировать популярные подкасты на выбранную тему. И уточнить название при помощи серверов подбора ключевых слов. Также важно понимать, в каких случаях слушают подкасты: в дороге, на работе, в саду, в путешествии, перед сном. Ваша тема должна быть актуальна для этих ситуаций, — поделился Александр.
Коротко, но ясно. Длинно, но подробно.
Типичный формат подкаста — разговор ведущего или ведущих как с гостем, так и без него. Рассуждения и обсуждения могут идти от 5 минут до часа и больше. Формат также может быть разный — с видео или без него.
Всё это определяется идеей подкаста. Например, если он посвящён истории, политике или другим серьёзным темам, то и время для разговора будет продолжительным. Но есть и подкасты с менее серьёзными разговорами.
У Александра выходит подкаст «Пора вставать!» (12+) продолжительностью до пяти минут.
— Я решил делать отдельный проект по знакомым темам — полезные привычки, утренние ритуалы, личная эффективность. Составил список ритуалов, начал их выполнять и в шуточной манере рассказывать «нужны они или нет?» Не хотел, чтобы подкаст был об «успешном успехе». И стал наблюдать статистику. К моему удивлению, что 5-минутные шуточные выпуски стали популярны.
Журналист Олег Рожков делает подкаст с экспертом-психологом о том, что «бесит» (12+). Гости эфира рассказывают, что их раздражает в жизни, а специалист разбирает ситуацию. По словам создателя, это даёт возможность получить поддержку и найти в себе силы, чтобы разрешить любую жизненную ситуацию — от тревог до семейных конфликтов. Продолжительность такого подкаста — от 17 до 45 минут.
Лайфхаки для начинающих
Делать подкаст значительно проще, чем записывать видео. Не нужна красивая картинка, ни студии. А запись можно делать даже на собственный смартфон.
Однако есть некие технические особенности.
- для записи нужен микрофон, звуковая карта, программа, через которую писать. Александр Верещагин рекомендует пользоваться поп-фильтром, который помогает со звуком.
- запись нужно обработать, убрать лишнее.
- после этого можно заливать ролик. В социальной сети «ВКонтакте» нужно получить одобрение от «Общества разговорного жанра» на подключение подкастинга в вашем сообществе. И уже оттуда по RSS подкаст идёт в Яндекс.Музыка и Apple Music. Подключение не занимает много времени. Разобраться сможет каждый.
- дополнительно: для подкаста нужно выбрать название, придумать описание и картинку для оформления.
Лайфхаки:
- Запись можно производить на телефон, файл перекидывать через облако и обрабатывать на компьютере
- Вместо поп-фильтра можно использовать натянутые капроновые колготки.
- Для лучшего звука можно записывать в комнате, где много мебели. Она будет поглощать реверберацию (процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях).
- Вместо акустического экрана можно использовать одеяло.
- Если помещения для записи нет, фишкой будет запись на природе. Например, «Всем привет, сегодня я нахожусь в славном городе Тамбове! Послушайте как он звучит этой осенью».