Сегодня, 18 мая, в тамбовской областной картинной галерее открылась выставка «Из тайной жизни картин: Проект-реставрация» (0+). В экспозиции представили часть картин, которые за последнее время отреставрировала Ольга Михайлова. Гости выставки увидели не только приведённые в порядок произведения, но и снимки того, как они выглядели раньше, чтобы познакомить людей с работой реставратора. Обычно она остаётся за кадром — на выставке зритель видит уже готовую работу. А вот готовит её как раз реставратор, ведь со временем они начинают портиться по естественным (хотя бывают и искусственные) причинам.
— Время действует на работы. Картина состоит из разных материалов. Дерево собирает воду, деформируется. Холст может меняться в зависимости от влаги, а нанесённый на него грунт — неподвижен. Поэтому перемена влажности в помещении может губительно сказываться на произведении, — рассказала корреспонденту РИА «ТОП68» Ольга Михайлова.
Она трудится реставратором около 20 лет в картинной галерее. Здесь есть отдел научной реставрации, который существует с конца шестидесятых годов — начала семидесятых годов прошлого века.
— С 1972 в картинной галерее реставратором работала Рауза Михайлова, моя мама. Наблюдая за её работой, постепенно пришла в профессию. Я проходила обучение во всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря для подтверждения профессиональных знаний, — отметила реставратор.
Перед началом всех работ по реставрации проходит совет, обследуются фонды и составляется реставрационный план на год. Дальше начинается исследование работы: изучают картину, описывают, делают фотографию до реставрации и все этапы работы. После этого приступают к самой реставрации: от улучшения холста до изменения изменившихся цветов.
Среди картин, получивших новую жизнь, на выставке представили работы Энрико Фанфани, Лидии Тимошенко, Ирины Лимантовой, Николая Шевченко, Ильи Машкова, Ивана Антропова и других художников разного времени. В числе самых заметных — «Мадонна с младенцем» (0+) Энрико Фанфани (копия с произведения Бартоломе Мурильо). Над реставрацией мастер трудился три года, чтобы просто выправить холст.
— Длительная работа была и с работой «Христос с Денарием» Тициана. Около шести лет. Она была дублирована, перенесена на новый холст — как авторский она была уже достаточно разрушена, холст 17 века, — подчеркнула реставратор.
Такие продолжительные периоды времени подтверждает кропотливый труд художника-реставратора. По словам протоиерея Виктора Лисюнина, гостя выставки, работа такого специалиста сравнима с деятельностью скульптура Родена: также важно удалить лишнее, но оставить главное. Потому что для реставрации сначала приходится изучить проблему и понять, как её решить, как что-то поменять, но при этом не изменить первоначальный замысел автора.
— Если художник, создавая работу, не соблюдал технологию, что очень важно, тогда возникают проблемы. Приходится периодически реставрировать, — подчеркнула Ольга Михайлова.
Также в экспозиции представлена часть инструментов, которыми работает реставратор. И часть из них далеко не современная, ведь приходится работать с работами, например, 17 или 18 веков. Это, например, античные весы и гири для взвешивания сухих клеев, мраморный пресс (для работы с деформацией холста), утюги (работа с заклейкой), деревянные клещи (для натяжения холста), скальпели и пинцеты (для удаления загрязнения), «зубодер», чтобы удалить старые гвозди из подрамника.
Выставка продлится до середины июня.