Лента новостей
Культура22 апреля , 18:22

Актёры детской театральной студии Тамбова поставили спектакль «на картоне»

Режиссёр Елена Журавлёва уточняет: постановка «Бармалей и сердце Африки»(0+) по мотивам сказки Корнея Чуковского началась с декораций и реквизита из экоматериала.

Актёры детской театральной студии Тамбова поставили спектакль «на картоне»
Фото: Юлия Новикова

Горилла, Какаду, Носорог, а ещё — пираты, сердитые разбойники, добрый Айболит и справедливый Крокодил… Участники театральной студии детского центра «Солнечный лучик» пригласили тамбовчан на фантастический спектакль по сказке Корнея Чуковского «Бармалей и сердце Африки» (0+).

Открывает спектакль… Слон. Который, как мы помним из Чуковского, был не прочь звонить по телефону. Правда, в другой сказке. Впрочем, на то мир театра и волшебный, чтобы объединять и создавать новое. Юные актёры, а в спектакле задействованы 11 человек, младшему из которых всего пять лет, а старшему почти 12, вбегают в аудиторию с радостными криками из знакомой всем с детства сказки: «Ну и Африка! Вот так Африка!». Побегу в далёкую загадочную страну не мешают ни строгие запреты родителей, ни поджидающие на жарком континенте природные опасности, ни предостережения о разбойнике Бармалее, который «бегает по Африке и кушает детей».

На африканские мотивы зрителей настраивают ритмичные звуки наигрышей там-тамов и приглушённый свет. Антуража добавляют декорации и реквизит, материалом для которых послужил картон. Режиссёр, руководитель студии Елена Журавлёва уточняет: именно с этого экосырья и началась постановка.

— В прошлом году для представления взрослого коллектива «Кабаре безумных дам» (12+), в котором я также играю, мы значительную часть реквизита делали именно из картона. Кокошники, ирокезы, другие сценические штуки… И задумавшись о постановке для детской студии, я поняла, что это практически идеальный материал для «решения» спектакля. А произведение Корнея Чуковского выбрано неслучайно. Во-первых, сказки писателя практически у всех на слуху буквально с первых дней жизни; а во-вторых, они удачно подходят для того, чтобы задействовать на сцене всех воспитанников, дав каждому свою роль, — говорит Елена Журавлёва.

Елена подробно рассказывает о подготовке. Увидевший свет в апреле, спектакль начинался ещё осенью. Задумав построить сценографию на картонных декорациях, руководитель студии стала искать материал. В ход шли большие и поменьше картонные коробки от техники, части упаковки, ячейки из-под яиц, втулки от бумажных полотенец и продающейся оптом марли…

— Я просмотрела множество источников, где мастера разного уровня делают из картона настоящие произведения искусства и декора. Решила, что буду делать так, как получится. При этом заранее я не знала, как будет выглядеть, например, Горилла или Слон. Многие декорации начинались именно с материала: вот огромная коробка из-под стиральной машины, из неё получится как раз Горилла. А вот коробка поменьше, но прочнее, из-под телевизора или монитора — она идеальна для Носорога, которого дети, играя, могут «оседлать», — рассказывает Елена.

Помогала в создании и оформлении реквизита дизайнер и, к слову, коллега-актриса по «Кабаре безумных дам» Юлия Берестовая. Именно в её умелых руках с кистью и красками «ожили», обрели свой «камуфляж» все персонажи и маски.

Елена Журавлёва поясняет: в этом спектакле юные театралы изображают самих себя. Детей, которые «играют в Африку». При этом кто-то остаётся в роли ребёнка, прячась за масками тропических животных, а кто-то берёт на себя роли взрослых: строгой мамы, опасных пиратов, мудрого Айболита и того самого Бармалея.

Вероника, которой досталась роль укротительницы акулы и крокодила, — одна из самых юных участниц студии и спектакля. Девочка говорит, что сказку про Бармалея мама читала ей и раньше, поэтому готовиться к постановке ей было несложно и интересно. Мама Яна добавляет: помимо репетиций в студии, они повторяли роль и дома.

В роли главного разбойника, к слову, тоже маленькая девочка — Эмилия. Юная актриса замечает: это её первая роль, и персонаж, несмотря на свой отрицательный бэкграунд, ей очень нравится.

Режиссёр, говоря об образе злодея, раскрывает тайный смысл не только своей постановки, но, возможно, и всего произведения. Правда, неочевидный сюжет раскрывается вовсе не целевой, детской, а взрослой аудитории:

— Почему Бармалей стал злодеем? Просто этого героя, в нашей интерпретации маленькую красивую девочку, когда-то очень сильно обидели, и она, как писал уже другой автор, «стала злая». В каждом человеке, даже самом отъявленном злодее, изначально заложено только хорошее, доброе, светлое, и уже под действием обстоятельств нарастает картон жестокости. Чтобы явить миру скрытое истинное хорошее, стоит проявить по отношению к отрицательному персонажу нежность и заботу. У нас получилось.
Автор:Юлия Новикова