Лента новостей
Культура23 сентября , 12:02

Тамбовский молодёжный театр открыл юбилейный сезон гоголевской «Шинелью»

В постановке режиссёра Милены Нестеровой зрители встретились со знакомым из школьной программы Башмачкиным и его «вариациями».

Тамбовский молодёжный театр открыл юбилейный сезон гоголевской «Шинелью»
Фото: Вадим Панов

Юбилейный 15-й сезон Тамбовский молодёжный театр открыл спектаклем по гоголевской «Шинели» (16+). Впрочем, классический сюжет в интерпретации режиссёра Милены Нестеровой полон неожиданных поворотов и различных «вариаций» в образах героев.

Акакий Акакиевич Башмачкин предстаёт в исполнении Сергея Демидова, и в доли секунды первого его появления на сцене вместо него промелькнул… Гоголь: острый профиль, крылатка, причёска на низкий пробор. Да, игра света, угол зрения и стереотипные образы, но внезапной уместности стечения обстоятельств это не отменяет.

А потом появился и больше уж не исчезал другой, «слабое дитя, дрожащий мышонок с грязными руками» — крохотный слабый человечек, у которого, в отличие от Гоголя, не было таланта, кроме как к переписыванию бумаг. Он беден, немолод, тщедушен — он просто жалок, вызывает мимолётное презрение (где уж ему вызвать сильное чувство) и пронзительную душераздирающую жалость, как вызывает её мышонок с крохотными розовыми ручками. Эта жалость возникает с первым появлением Сергей Демидова в роли Башмачкина на сцене, и актёр удерживает пронзительную ноту на протяжении всего спектакля. Задача не из простых, потому что пронзительные ноты могут резать слух, но только если они однообразны.

Тамбовский молодёжный театр открыл юбилейный сезон гоголевской «Шинелью»
Фото: Вадим Панов

В спектакле каждая сторона слабенького существа Акакия Акакиевича становится новой вариацией пронзительной темы. Вот он тщательно выписывает строки документа, тогда как другие чиновники строчат, как печатные машинки; вот обнаруживает себя не посередине строки, а уж посередине улицы; вот выписывает в воздухе обожаемые буквы, а вот укладывается спать, по-детски поджимая лапки, то есть ноги. В полном соответствии с сюжетом приходит в ужас от необходимости шить новую шинель, которая потом становится настоящим смыслом его жизни, а далее и волшебным предметом, изменяющим если не жизнь Башмачкина, то отношение к нему окружающих.

Обновлённый и осчастливленный шинелью Башмачкин — «вариация» трудная и полифоничная. Рискну сказать, что с шинелью здесь к нему приходит не только человеческое достоинство и немного счастья, но и доля безумия: в нормальном состоянии этот человечек не может вымыслить хлестаковские мечты, которыми вдруг начинает фонтанировать.

Безумие заразно — и портной Петрович подхватывает эту заразу, начиная верить в хлестаковский бред. В последующих сценах он появляется в преображённом виде, то есть, получается, ему удалось-таки «приподняться» благодаря заказу Башмачкиина, но выглядит это так, будто безумие, которым полон слепой взгляд Медного всадника, промелькнувшего на заднике-экране, засосало ещё парочку жертв.

Акакий Акакиевич в новой шинели перестаёт чихать, становится выше ростом и даже ненадолго «выходит в свет», только бал покидает, подобно Золушке, около полуночи. И как в сказке карета исчезает, превращаясь в тыкву, а кучер вновь становится крысою, так и шинель исчезает, а Акакий Акакиевич, на мгновение обретший новые черты, вновь обращается в мышонка, возвращая свой истинный облик. А со смертью к нему возвращается и его истинная сущность бесконечно одинокого человека: мимо Башмачкина, навсегда — уже с самого прихода в этот мир — отделённого от него тонким стеклом инаковости, проходят люди, к которым он хочет, но не может присоединиться.

Тамбовский молодёжный театр открыл юбилейный сезон гоголевской «Шинелью»
Фото: Вадим Панов

Вот тут бы и закончить душераздирающую историю буллинга времён Николая I. Да, можно попробовать выжать из зрителя ещё пару слезинок и поставить точку после сцен оплакивания Акакия Акакиевича квартирной хозяйкой и появлением доброго юноши. Но действие длится, подчиняясь воле режиссёра.

Тут, выйдя из магнетического поля таланта Сергея Демидова, стоит подумать, какую, собственно, историю рассказывает режиссёр. Нет, конечно, не про «маленького человека» в духе Белинского, с социальным подтекстом, угнетателями и угнетёнными. Эта новая история ещё более прямолинейна, словно бы «Шинель» прочитали дети, для которых литература началась с Гарри Поттера, — и вынесли из неё единственное знакомое им: историю буллинга и шейминга, что-то вроде «Чучела» девятнадцатого века. Возможно, в этом нет ничего плохого, потому что «опция» жалости и сострадания нередко оказывается выключенной, и активация её — дело полезное и даже благородное.

Но такое решение нуждается если не в нагрузке дополнительными смыслами, то хотя бы в каких-то дополнительных оттенках, и поэтому появляются сцены, напоминающие вставные репризы. Каждая хороша сама по себе, но «что хотел сказать автор», непонятно. «Сшить» отдельные сцены удаётся благодаря таланту Сергея Демидова, а также фантазии художника Эдуарда Жолнина. Продуманное оформление сцены, лаконичное и содержательное, стилистика костюмов скрепляют ткань спектакля, а анимация, обозначающая место и время действия, несмотря на некоторую избыточность, ещё и придает действию динамику.

Тамбовский молодёжный театр открыл юбилейный сезон гоголевской «Шинелью»
Фото: Вадим Панов
Автор:Ольга Новак