Лента новостей
Культура20 сентября , 17:03

На открытии сезона в Тамбовском молодёжном театре показали «Энергичных людей»

Режиссер Дмитрий Ефремов вместе с постановочной группой обратился к почти забытой повести Василия Шукшина.

На открытии сезона в Тамбовском молодёжном театре показали «Энергичных людей»
Фото: Тамбовский молодежный театр

Обращение к советской драматургии — и к лучшим, и к хрестоматийным, и к забытым пьесам — это объективная реальность, которая когда-нибудь станет темой театроведческих исследований. Но уже можно сделать некоторые предположения. Наверное, дело не только в том, что «материал» интереснее, но и в желании сделать шаг-другой назад,  издалека и со стороны посмотреть, что с нами сейчас происходит, понять, почему происходит, давно ли началось и что приобретено или потеряно.

Премьера Тамбовского молодежного театра, показанная 19 сентября, тоже подталкивает к раздумьям. Режиссер Дмитрий Ефремов вместе с постановочной группой (художник-постановщик Сергей Федоричев, режиссер по пластике Ник Шония, режиссер по свету Александра Боброва) обратился к почти забытой повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (12+).

История «бизнесменов»

Профессиональные искусствоведы и энтузиасты-любители, возможно, вспомнят спектакль БДТ и фильм-спектакль, но обычные зрители знают разве что репризный момент спектакля, когда главный герой похмеляется, превозмогая дрожание рук. «Осмеяние» и «бичевание» спекулянтов оказалось не слишком увлекательно уже несколько десятилетий назад, чем же оно может заинтересовать сегодня? Дмитрий Ефремов посмотрел на историю «бизнесменов»  под иным углом зрения: важно не то, что и каким путем они приобрели, а чем расплатились за дубленки, мебельные стенки и прочие атрибуты красивой успешной жизни, и есть ли наказание за такое преступление.

Как обычно, режиссёр не отступает от авторского текста. Вкратце история такова: компания спекулянтов в свободное от «работы» время собирается у Аристарха Кузькина, крепко выпивает* и по-всякому чудачит, жена Кузькина Вера устала от бесконечных пьянок*, а вдобавок находит в кармане у мужа любовную записку. Возжаждав мести, она пишет письмо прокурору, разоблачая спекулянтов. Вера сообщает веселой компании о намерении сейчас же отправить письмо, и «энергичные люди» начинают запугиваниями и уговорами убеждать ее не делать этого. Письмо остается неотправленным, но милиция в финале появляется.

Актёры, декорации, костюмы

Галерею узнаваемых (для тех, кто помнит) персонажей создают артисты, зачастую не узнаваемые в гриме. В спектакле занят едва ли не весь мужской «звездный» состав: Юрий Фитисов в роли Кучерявого, Сергей Малахов играет Лысого, в роли циничного самовлюбленного Брюхатого Дмитрий Чербаев, Александр Паршин играет Человека с простым лицом, Мента — Алексей Татаринов. В роли Аристарха Кузькина, интеллектуального двигателя объединения спекулянтов, Сергей Демидов. Актрисы Дарья Синюкова в роли Веры Кузькиной и Валентина Демидова, играющая Соню, предстают настоящими дивами из ярких 70-х.

*Минздрав предупреждает: алкоголь вредит здоровью.

На открытии сезона в Тамбовском молодёжном театре показали «Энергичных людей»
Фото: Тамбовский молодежный театр

Отсылки ко времени в постановке сохраняются, прежде всего, в декорациях и костюмах, но без потуг на историческую реконструкцию: на сцене нет, к примеру, даже намека на культовый румынский мебельный гарнитур, упоминаемый в тексте. Зато есть уголок в деревенском стиле по тогдашней моде и вознесенная на пьедестал кровать с пестрым покрывалом.

Стены обшиты деревом — точь-в-точь стволы настоящих сосен. Странно высоко расположено то ли окно, то ли зеркало, смыслов в этом предостаточно: предложение взглянуть на себя (и ужаснуться), преграда любому порыву к новому воздуху, а заодно намек на недосягаемо высокое окно в тюремной камере. …Намек  прозрачный, особенно после появления на сцене «хора» (Марина Троицкая и Татьяна Хвостова), говорящего от имени автора и одновременно в самом деле являющегося хором тюремной самодеятельности. Неотвратимость наказания за успехи в «предпринимательстве» — но только ли за них? —  прочитывается ясно.

Спекулянты принимают его с неожиданной легкостью. Те, кто совсем недавно твердили «Я в тюрьму не сяду!»,  вновь «превращаются» в перелетных птиц, как во время пьяных* забав, и отправляются навстречу новой жизни. Аристрах Кузькин ненадолго остается один, а когда милиционер подталкивает его поспешить за всеми, делает это… с радостью, «ласточкой» бросаясь на руки приятелей, словно в воду с обрыва, будто наказание было им страстно желаемо. Кажется, он обретает легкость, которая бывает лишь в детских снах.

…Ну почему роскошная кровать, на которой красиво лежит Вера Кузькина, так похожа на деревенскую кровать с подзорами? И модная стена, обшитая натуральным деревом, уже не стена, а сосны… точь-в-точь такие, как в  роще сразу за деревней. Может, их давно уже спилили и вывезли в Китай, но они остались в душе и в памяти, и кажется, что если вступить в  прозрачную, нагретую солнцем и пахнущую смолой сосновую рощу, можно, как через портал, и в жизнь вступить заново.

«Электричество» спектакля

Персонажи, шумной и довольно отвратительной массой копошащиеся на сцене, напоминая тюрликов Гелия Коржева, стали такими, когда сознательно отказались от самых больших ценностей. Они-то думали, что не перешагивают ограничений плановой экономики, выбирая «свободу предпринимательства», получают личную свободу в противовес жизни по «кодексу строителя коммунизма». Но за свободу они приняли что-то другое, потому что не бывает свободы без любви. А любви-то здесь и нет. Иметь любовницу  — хороший тон, но это имеет отношение лишь к поруганию нравственности, но не к любви.

С глубокими чувствами беда. Не любит покинутую деревню Человек с простым лицом. Не любит своих многочисленных детей Курносый, а для Чернявого дети и вовсе только сумма алиментов; трусливо озабочен самим собой Лысый. И главный герой Аристрах Кузькин никогда, даже когда звал замуж, не говорил  Вере, что любит ее. Отчего так? Не потому ли, что для любви нужен особый талант, и это не ум, хватка или  изворотливость… Им-то и расплатились «энергичные люди» за красивую жизнь.

Можно ли отменить сделку, вернуть потерю? Кто знает… Но для этого, совершенно точно, недостаточно  «припасть к корням» и вернуться в деревню на кровать с подзорами. Нужно вернуть иное ощущение жизни, иной ритм дыхания.

Фрагменты рассказа Шукшина «Солнце, старик и девушка» (0+) в финале спектакля становятся кислородной маской, остро необходимой после пьяной* круговерти испуганных спекулянтов, и создают «вольтову дугу», которая производит «электричество» спектакля.

Открывается  портал. За ним грустно, легко и просторно — настолько просторно, что в этом бескрайнем мире вдруг встречаются вновь Аристарх и Вера, те же самые, но другие, как во сне. И может, это сон, который снится каждому из них, сон, после которого просыпаются в слезах с ощущением счастья и потери. Безвозвратной. Мы сегодня это знаем точно.

Автор:Ольга Новак