На вопрос, почему выбрали именно формат «без декораций и костюмов», оставив только актёра и зрителя, Куликов отвечает без колебаний: так было задумано изначально. В этом и есть принципиальное отличие «Театра на стульях» от привычного репертуарного театра.
— Мы сознательно отказались от всего, что может быть костылём для актёра, — от декораций, костюмов, света, мизансцен. Остаётся только слово и человек, который его произносит, — говорит актёр.
Этот минимализм, по его словам, сначала кажется ограничением, но на деле открывает новый уровень свободы и честности.
— Мы даже не учим текст наизусть. Читаем его прямо с листа, и зритель это видит. Он понимает: это не мои слова, это слова автора. Но именно потому между нами нет вранья, нет попытки «сыграть». Всё — предельно открыто, — говорит Пётр Куликов.
Такой способ работы создаёт эффект сотворчества: актёры дают импульс, а зритель достраивает картину внутри себя.
Говоря о выборе пьес, актëр признаётся, что нет жёстких правил. Важно лишь, чтобы материал нравился самим исполнителям и давал пищу для диалога.
— Конечно, иногда зрители просят чего-то лёгкого, но чаще мы идём своим путём — берём то, что нам действительно интересно, — говорит он.
В центре почти всегда остаются отношения мужчины и женщины — тема вечная и неразрешимая.
— Мы никогда не поймём друг друга. Но всегда будем к этому стремиться, — рассуждает Куликов.
Помимо классики и современной драматургии, в репертуаре есть инсценировки Чехова, Шукшина, Зощенко. Были и более камерные эксперименты — например, постановка по «Осенней сонате» (16+) Бергмана с тремя актёрами.
Главное условие — это материал, который позволяет актёрам «держать честный разговор со зрителем» и открывать новые стороны профессии.