Лента новостей
КультураСегодня, 15:01

Тамбов советский: как отразились эпохи в городской архитектуре

«Сталинки» как «выставка достижений народного хозяйства».

Тамбов советский: как отразились эпохи в городской архитектуре
Фото: Михаил Карасев

История города — это, конечно же, в первую очередь, истории людей, которые в нём жили. А жили люди в домах и квартирах, отражавших эпоху. Исторический облик каждого населённого пункта складывается из домов, в которых жили самые разные люди. И если старинная застройка, донёсшая до нас некогда могучий, но во многом утерянный культурный пласт конца XIX — начала XX века стремительно разрушается под натиском времени и неухоженности, то застройка советского периода во многом определяет облик областного центра.

— Так называемая «сталинская застройка» в Тамбове занимает особое место. Это пример ансамблевой застройки территорий и домов, разработанных столичными проектными институтами, — рассказывает архитектор Галина Леденёва.

По её словам, «пролетарский неоклассицизм» или «сталинский ампир» пришёл на смену непонятому и неоценённому авангарду и конструктивизму. Примеры конструктивизма в архитектуре в Тамбове есть, и самый наглядный — ДК «Знамя труда», построенный в 1929 году по проекту Адама Свирчевского — сына знаменитого тамбовского архитектора Теофила Свирчевского.

Впрочем, в областном центре улица Интернациональная была своеобразной «выставкой достижений народного строительства». Здесь старинные особняки соседствуют с самыми яркими образцами советских эпох в архитектуре. В том числе и «сталинского периода» (проект 1947 года) в архитектуре, который продлился в Тамбове практически до конца 50-х годов прошлого века.

улица Интернациональная
улица ИнтернациональнаяФото: Михаил Карасев

А началась эта эпоха с 30-х годов, её отсчёт ведут с разработки проекта Дворца Советов, который так и не построили. А образцом служит комплекс ВДНХ, построенный уже в конце 30-х. Эта архитектура должна была свидетельствовать не только о достижениях народного хозяйства, но и о величии советской страны.

Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, мотивов итальянского ренессанса, русского классицизма, барельефы с советской символикой, скошенные фасады квартальных домов.

Однако в Тамбове помимо комплексной застройки, характерной для тогдашних окраин города, использовалась и точечная застройка. Ансамблевую застройку можно наблюдать на Первомайской, Комсомольской площади. А комплексная застройка так называемыми «немецкими домами» продолжается к северо-западу от площади и занимает немалое место в западной части Тамбова.

Первомайская площадь
Первомайская площадьФото: Михаил Карасев

«Пролетарский неоклассицизм» в Тамбове связан с именем Владимира Самородова. Советский архитектор, внёсший выдающийся вклад в создание облика Тамбова, родился в 1893 году, окончил реальное училище в Тамбове, где его преподавателем по рисованию был художник Иван Фрейман — отец известного тамбовского архитектора Владимира Фреймана. В 1911 году поступил на архитектурный факультет Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, а затем обучался в художественной мастерской Александра Бенуа. С 1944 года был начальником архитектурного отдела тамбовского облисполкома. Именно он руководил разработкой планировки Тамбова и переходом к комплексной застройке. Самородова мы знаем по нынешнему облику кинотеатра «Родина», построенного в 1941 году в стиле конструктивизма.

кинотеатр "Родина"
кинотеатр "Родина" 40-е годы
кинотеатр "Родина"Фото: Михаил Карасев

В 1953 году по его проекту кинотеатр получил новый облик. А затем построены ярчайшие образцы «сталинской архитектуры» — дом политпросвещения (1954 год, ныне — краеведческий музей), мастерские художников (1955 год) и гостиница «Тамбов» (1954 год). Кроме того, Самородов был автором проекта реконструкции Гостиного двора, бывшего Народного дома под здание филармонии.

— Помимо богатого декора и красивых архитектурных особенностей «сталинский ампир» можно назвать хорошей, добротной архитектурой, учитывающей потребности человека. На человека работают и пропорции, и удобство, и добротность, — говорит Галина Леденёва.
Дом художников
гостиница "Тамбов"
филармония
Гостиный двор
Дом художниковФото: Михаил Карасев

В парадных «сталинках», как правило, просторные квартиры с большими комнатами, кухней, высокими потолками, широким балконом, раздельными санузлами.

По словам экскурсовода Олега Карнаухова, «сталинский ампир» радовал тех, кто въезжал в город. Многие дома, как например, дома со скошенными углами на Комсомольской площади (1959–1960 годы), служили «парадными воротами».

 

Комсомольская площадь
Комсомольская площадьФото: Михаил Карасев
— Этот прием со скошенными углами используется практически с конца XIX века. В частности, на площадях, например в Барселоне. Они создают перспективу и парадность. Но в Тамбове строят дома высотой не больше пяти этажей, чтобы не использовать дорогие лифты. А парадные украшения взяты из классики — корзины, «рог изобилия». Правда, буквально через несколько лет при Хрущёве в 1955 году выйдет постановление о борьбе с излишествами в архитектуре, — рассказал он.

Интересен дом с необычным фасадом на углу Советской и Московской. По данным краеведа Марины Климковой, он появился в 1937 году для работников будущего завода СК-5 (синтетического каучука), который так и не был построен.

дом для работников СК-5
дом для работников завода "Комсомолец"
дом для работников СК-5Фото: Михаил Карасев

Впрочем, для работников анилинового завода (нынешний «Пигмент») также построили прекрасный дом (1947 год) на Интернациональной, а для завода «Комсомолец» — на углу Сергеева-Ценского и Набережной (1939 год).

А помимо парадных домов для номенклатуры (в доме на Октябрьской жил, например, первый секретарь обкома КПСС Александр Хомяков, в доме на Первомайской площади жил первый секретарь Евгений Подольский), передовиков производства и творческой интеллигенции — известный тамбовский актёрский дом (1938 год) у здания драмтеатра — также образец «сталинской архитектуры», строились и настоящие пролетарские дома. Без особых излишеств в архитектуре. После войны нужно было быстро решать вопрос со строительством жилья, и появились типовые проекты так называемых «немецких домов». Их можно было построить быстро и без использования специальной техники.

Олег Карнаухов рассказывает про актёрский дом
актёрский дом
дом на Октябрьской
дом на Октябрьской
Олег Карнаухов рассказывает про актёрский домФото: Михаил Карасев

Таких домов немало в Тамбове, в основном ими комплексно застраивались тогдашние окраины города на севере и западе. По словам краеведа и экскурсовода Олега Карнаухова, при строительстве использовался и так называемый «горьковский метод», когда дома строили сами будущие жильцы. Индивидуальные, многоквартирные и дома-общежития можно увидеть севернее «самородовской» комплексной застройки в районе третьей больницы по улицам Карла Маркса, Рязанской, Олега Кошевого.

Фото: Михаил Карасев

В этих домах использовались дешёвые материалы, деревянные перекрытия и лестницы, иногда даже печное отопление. Вместо подвалов для жильцов строили специальные сараи во дворе. С санузлами ситуация обстояла по-разному.

Впрочем, архитектурных излишеств сталинские дома лишались и в более поздние времена. Так, после капремонта пропал характерный шпиль над зданием 22 школы (1944 год) на улице 1-й Полковой. Такой же шпиль, по словам Олега Карнаухова, должен был венчать примечательный дом на углу Советской и Максима Горького (1956 год).

22 школа
исторический облик 22 школы
дом на углу Советской и М.Горького
22 школаФото: Михаил Карасев

К сожалению, архитектурные элементы в сталинских домах из-за отсутствия хоть какого-то ремонта зачастую ветшают и представляют даже угрозу, так как могут рухнуть в любой момент. Но после капремонта мы можем увидеть здания, как говорится, во всей красе советского неоклассицизма и сталинского ампира. Об этом может свидетельствовать, например, известный старожилам МВД-шный дом (1956 год) на углу улиц Советской и Энгельса.

Тамбов советский: как отразились эпохи в городской архитектуре
Фото: Михаил Карасев

А сами «сталинки» давно уже стали настоящими памятниками эпохе 50-х годов прошлого века.

Продолжение следует.

Фото: Михаил Карасев
Автор:Михаил Карасев