Фольклор — нравственный стержень народа
— Традиция — это не воспоминание. Это действие, которое мы совершаем здесь и сейчас ради будущего, — подчеркнула руководитель известного фольклорного ансамбля «Берегиня» Татьяна Друцкая.
«Берегиня» — это не просто коллектив, а служение, миссия. Уже более ста человек — детей и взрослых — через танец, костюм, многоголосье старинных напевов учатся взаимовыручке, почитанию предков, тому самому родовому единению, которое Татьяна помнит из своего детства за большим семейным столом.
Сегодня, по её мнению, некогда большой русский стол пустеет. Даже просто собраться вместе — уже редкость. Взрослые, поглощённые заботами, не дают детям главного — живого примера. Раньше к взрослой жизни готовили с детства: девочку — к роли хозяйки, мальчика — к мужской ответственности. Всё это — пример взрослых. А сегодня взрослые зачастую не показывают этого примера.
— Я еду в транспорте и вижу, как молодым сидящим мужчинам даже в голову не приходит уступить место женщине или бабушке. А ведь это элементарные вещи! — с болью говорит она.
Её рецепт — не ностальгия, а активное, назидательное действие. Фольклор для Татьяны Друцкой — не музейный экспонат, а инструмент преображения. Она с восторгом рассказывает, как преображаются люди, надевая традиционный костюм, как замирает шестилетний мальчик, заслышав игру на гармони. Это и есть та природная суть, разговор о родовом продолжении. Её вывод — не ждать, когда дети придут к нашему очагу, а самим нести этот огонь к ним.
Казачья семья как школа жизни
Традиция — это преодоление страха. Это пространство, где душа может говорить с душой без слов, — так считает Наталия Скоба, хранительница казачьих традиций из моршанского села Серповое.
Наталия Скоба, мать четверых детей, переехала с главой семьи — атаманом Валерием Скобой — из Москвы на тамбовскую землю. Их большая дружная семья живёт по уставу запорожских казаков, и это — не игра. Их жизнь — это постоянная школа мужества и взаимовыручки: обряд «посажения на коня» для двухлетнего сына; испытание для восьмилетнего, чтобы получить символическое именное оружие и доказать, что он победил главного врага — свой страх.
— Они лазают по деревьям, стреляют из лука, метают ножи. Это настоящая школа жизни, — просто констатирует Наталия.
Но суть не в экстриме, а в созданном за восемнадцать лет «пространстве любви». Их праздники, будь то фестиваль «Песни над Серпом» или народный праздник Ивана Купалы, меняют судьбы. Наталия с улыбкой перечисляет пары, созданные на Купале, и подчёркивает главный эффект:
— У нас все обнимаются — душа к душе. Происходит настоящий обмен теплом, — говорит она, добавляя: — Наш дом в Серповом открыт для всех, и эта гостеприимная, деятельная любовь — наш главный семейный капитал.