Россия второй год остается под беспрецедентным прицелом хакеров: сегодня за деньгами и данными граждан и компаний охотится около миллиона мошенников в русскоязычном теневом интернете.
О том, какие технологии должны помочь в киберпротивостоянии, рассказал в интервью РИА Новости в рамках ПМЭФ зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
– Мы с вами встречаемся в рамках Петербургского международного экономического форума. С чем Сбербанк едет на форум? С кем планируете переговоры?
– Форум уже давно стал ярким событием в экономической жизни страны, и Сбербанк вносит весомый вклад в его повестку. Этот год не исключение: мы проведём деловой завтрак Сбербанка и собственную сессию, планируем подписать около 70 соглашений с нашими партнёрами – корпоративными клиентами и регионами по разным направлениям, наши спикеры примут активное участие в сессиях на самые различные тематики.
Одна из самых актуальных тем – это кибербезопасность. Мы едем на форум с установкой провести дополнительные дискуссии по повышению уровня надёжности наших систем, систем наших партнёров, обсудить возможное сотрудничество и поиск новых технических решений по противодействию мошенникам. Мы приходим сегодня к выводу, что такая активность организована при поддержке государственных структур Украины, возможно, спецслужб.
Сегодня есть целый набор сервисов, которые находятся в «облаках» и по сути являются готовыми колл-центрами с базами данных в сотни миллионов строк персональных данных граждан. Мошенники могут за небольшие деньги приобрести эти сервисы, в течение нескольких часов развернуть свой колл-центр и не утруждать себя поиском телефонных номеров граждан, техническими проблемами, записями разговоров или подменой номеров – это уже предлагается в качестве дополнительной услуги – а просто «зарабатывать» деньги путём обмана российских граждан. На сегодняшний момент мы на Украине обнаружили 212 активно работающих по такой схеме колл-центров.
– Украина остаётся основной территорией атак на Россию, или есть еще страны, где растёт их количество, или совершенно новые точки на карте?
– Есть «теневой» интернет с русскоязычным сегментом. Русскоязычные представители в теневом интернете могут находиться в разных странах мира, мы не всегда знаем, в каких. Но для подобного рода кибермошенников сегодня именно Россия и российские структуры – целевые мишени. И таких мошенников, активно работающих в русскоязычном киберпространстве, мы видим около миллиона.
– Как Сбербанк борется с наплывом мошенников против себя и своих клиентов? И какие угрозы сейчас считает главными?
– Основная угрозой для наших клиентов сегодня – это телефонное мошенничество, доля которого в общем объёме кибермошенничества составляет 90%. В 2022 году число таких попыток в отношении граждан России достигло пяти миллионов в сутки, а сегодня это уже 8,6 миллиона в сутки.
Среди мошеннических схем, которые злоумышленники используют в отношении клиентов Сбербанка, по-прежнему доминирует схема с переводом или взносом на «безопасный счёт»: свыше 77% от всего объёма попыток мошенничества. Самые распространённые уловки в рамках данной мошеннической схемы – звонок от «службы безопасности» о смене «финансового номера», оформление кредита на клиента и попытка снятия денег у клиента.
– Для успешного противодействия хакерам нужны кадры, как вы здесь оцениваете ситуацию в стране?
– Дело не только в кадрах, но и в технологиях, хотя вопрос специалистов очень важен. И ситуация здесь тяжёлая. Мы вынуждены тратить дополнительные время и ресурсы, чтобы дать молодым специалистам необходимые знания и навыки. Необходимо срочно предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы исправить эту ситуацию, готовить в наших вузах необходимое количество квалифицированных кадров. Об этой проблеме знают и правительство, и соответствующие ведомства, они этим занимаются. Тем не менее, нам представляется, что фокусы и области знаний