В региональном управлении образования и науки подвели итоги работы за год. О реализации нацпроектов, строительстве школ и детских садов в Тамбовской области рассказала первый заместитель начальника управления образования и науки региона Надежда Мордовкина.
— Насколько успешно идёт реализация национальных проектов в сфере образования в нашем регионе?
— В 2021 году продолжается реализация регионального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». По проекту построен детский сад на 250 мест на севере Тамбова. Детский сад строился на основе специально разработанной концепции, учитывающей потребности территории и населения. Детский сад «Акварелька» стал академией художественного и музыкального воспитания. Здесь создали творческую мастерскую живописи, шоу-мастерскую, мастерскую архитектурного дизайна и цифрового моделирования. К концу 2022 года на территории области будет обеспечена 100% доступность дошкольного образования.
— Пресловутая вторая смена. Позволит ли открытие новой школы на севере Тамбова уйти от неё школам этого микрорайона областного центра?
— Численность населения на севере Тамбова постоянно увеличивается. В этом учебном году около 4000 школьников учатся во вторую смену. В северной части города Тамбова в районе «Телецентр» началось строительство новой школы на 2425 мест. Введение в эксплуатацию новой школы запланировано на декабрь 2022 года. Она позволит снизить потребность в ученических местах и сократить долю детей, обучающихся во вторую смену в школах северной части города (№ 1, 13, 31, 24, 36).
— Как в школах и детских садах региона реализуется программа «Доступная среда»? Развивается ли инклюзивное образование в районах или все-таки оно доступно больше городским детям?
— Работа по доступности объектов сферы образования для детей-инвалидов идёт в регионе с 2011 года в рамках реализации госпрограммы «Доступная среда» и за счёт участия в других проектах и программах. На первом этапе (2011–2014 годы) в реализации программы участвовали только общеобразовательные школы. Решение задачи создания доступной среды в образовательных организациях осуществлялось по территориальному принципу: с учётом того, чтобы во всех муниципальных образованиях области были созданы условия для обучения детей-инвалидов.
В период с 2015 по 2018 годы был сделан акцент на развитии доступной среды в коррекционных учреждениях, в системе дошкольного, дополнительного и среднего профессионального образования. Таким образом, создание безбарьерной среды осуществляется в разных типах образовательных организаций. Сегодня условия доступности созданы в:
- 44 детских садах (24,6%),
- 111 общеобразовательных организациях (26,7 % всех школ области с учетом филиалов);
- 7 организациях дополнительного образования (11,1%).
- 14 профессиональных образовательных организациях (56,0%).
- создана базовая профессиональная организация, которая является оператором проекта инклюзивного профессионального образования.
Для решения задачи доступности для детей-инвалидов образовательных организаций используются ресурсы не только программы «Доступная среда», но и региональных программ «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях», «Развитие образования Тамбовской области», регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет» нацпроекта «Демография».
Проектирование и строительство новых детских садов и школ осуществляется в соответствии со всеми действующими строительными нормами и правилами, в том числе в части соблюдения требований по доступной среде. Безусловно, реализация программы «Доступная среда» дала толчок развитию инклюзивного образования. Учитывая, что условия доступности созданы не только в образовательных организациях, расположенных в городах, но и в каждом муниципальном образовании, с каждым годом растёт количество детей-инвалидов, которые обучаются инклюзивно, совместно со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья. Для сравнения: если в 2013 году инклюзивно обучались 511 детей с ограниченными возможностями здоровья, то в 2021 году — 2601 ребёнок (84,6% от общего количества детей с ОВЗ школьного возраста). Среди дошкольников также большая часть детей (93%) получают дошкольное образование инклюзивно: в группах комбинированной и общеразвивающей направленности.
Из-за востребованности инклюзивного образования мы продолжим работу по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях и подготовке педагогов к работе с данной категорией детей.
— В последние годы при школах-интернатах стали появляться тренировочные квартиры. Какие ещё методы используются в подобных учреждениях образования для подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни?
— Социально-бытовая ориентировка, подготовка детей к самостоятельной жизни является традиционным направлением в деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И с 2018 года действительно организована работа учебно-тренировочных квартир, что позволяет воспитанникам освоить жизненные практические навыки и компетенции, необходимые для самостоятельной жизни, приобретать опыт самостоятельного проживания. Содержание деятельности определяется программой сопровождаемого проживания.
Кроме того, с 2015 года в организациях реализуют специальные программы по подготовке детей к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей социальных навыков, знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни, правовой и финансовой грамотности; на конструктивное разрешение конфликтных и трудных жизненных ситуаций, умение принимать решения; подготовку к семейной жизни и родительству; профессиональное самоопределение.
С 2016 года в организациях для детей-сирот реализуется технология социального проектирования, где социализация детей-сирот происходит через вовлечение их в социальное проектирование и благотворительную деятельность (реализовано более 30 проектов). На социальную адаптацию воспитанников ориентированы и условия, которые созданы в учреждениях. Жизнедеятельность детей организована по семейному принципу, в жилых блоках, где бытовые условия максимально приближены к домашним.
В области выстроена система постинтернатного сопровождения, направленная на социализацию детей-сирот. С 2010 года на базе областных организаций, подведомственных управлению образования и науки области, функционирует 10 центров постинтернатного сопровождения (далее — Центры), которые обеспечивают поддержку детям-сиротам после выпуска из организации. В работу Центров внедрена технология индивидуального сопровождения выпускников, испытывающих трудности в адаптации. С 2011 года по 2021 год на ежегодном сопровождении находилось от 300 до 500 выпускников.
Особое внимание уделяется поддержке молодых родителей и одиноких матерей. В Центрах созданы родительские клубы, также осуществляется технология домашнего визитирования (специалист на дому обучает родителей навыкам заботы о ребенке, ведению домашнего хозяйства, организации досуговой деятельности детей).
В систему сопровождения выпускников встроена технология «наставничество», которая осуществляется по двум направлениям: «краткосрочное наставничество» и «долгосрочное наставничество». С 2018 года сформировано 112 пар «наставник-наставляемый», из них 89 пар по долгосрочному наставничеству и 23 пары по краткосрочному наставничеству.
В «краткосрочном наставничестве» основной акцент делается на профессиональное самоопределение выпускников и повышение у них мотивации к профессиональному обучению и получению профессии. «Долгосрочное наставничество» направлено на развитие коммуникативных и социально-бытовых навыков выпускников. Самым важным приобретением в двух направлениях является появление в жизни ребенка наставника — значимого взрослого, с которыми они учатся взрослению и ответственности за свою жизнь.
Эффективность региональной практики по наставничеству подтверждена тем, что она прошла верификацию и включена в Реестр (Банк) доказательных практик, формируемый на конкурсной основе Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко (2020 год).
— Программа «Учитель для России» и «Земский учитель» — это, скорее, временное решение кадрового вопроса или в перспективе они могут серьёзно изменить положение дел в глубинке?
— В настоящий момент в регионе вопросу обеспечения сельских школ педагогическими кадрами уделяется особое внимание. Для привлечения и закрепления молодых специалистов в сельских школах в том числе реализуются программы «Земский учитель» и «Учитель для России».
В 2020 стартовала федеральная программа «Земский учитель». Она предусматривает единовременную компенсационную выплату в миллион рублей учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, на 2020–2022 годы. В настоящий момент шесть победителей программы «Земский учитель» трудятся в школах области.
Тамбовская область взаимодействует с благотворительным фондом поддержки и развития образования «Новый учитель» по вопросу привлечения в сельские школы перспективных молодых специалистов (программа «Учитель для России») пять лет.
Сейчас в школах области по программе трудятся 19 молодых педагогов, четыре выпускника программы остались работать в образовательных организациях области после окончания двухлетнего соглашения. Тамбовская область рассчитывает на расширение сотрудничества с её организаторами.
Реализация этих программ — один из механизмов привлечения педагогических кадров в сферу «Образование» и мы надеемся на продолжение реализации программ «Земский учитель» и «Учитель для России» в Тамбовской области. Считаем, что для привлечения и закрепления молодых специалистов в отрасли «Образование» необходимо реализовывать совокупность мер, в том числе на региональном уровне продолжать оказывать меры материальной поддержки (ежемесячная денежная выплата 2600 рублей, мера поддержки — 120 тысяч рублей), оказывать дополнительные меры поддержки на муниципальном уровне, использовать механизм целевого обучения и, конечно, реализовывать программы «Земский учитель», «Учитель для России».
— Насколько современная школа «приспособилась» к ковидным ограничениям? Периодически в соцсетях и среди родителей всё равно начинаются разговоры о переходе на дистанционное образование. Насколько они близки к истине?
— Массовый переход на дистанционное обучение не планируется. Сейчас ведётся ежедневный мониторинг ситуации, при необходимости происходит переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий согласно резервному плану перехода, но не массово, а отдельными классами или группами с учётом количества заболевших.
Такая практика хорошо себя зарекомендовала. Идёт еженедельный мониторинг условий организации дистанционного обучения и индивидуального сопровождения учеников, переведённых на дистанционный формат в связи с заболеванием или соблюдением карантинных мер. В рамках мониторинга оцениваются технические возможности каждого школьника, используемые цифровые образовательные платформы, средства коммуникации с детьми и родителями, особенности работы с учениками, не имеющими технических возможностей. Налажена обратная связь с родителями, благодаря которой управление образования может оперативно принимать управленческие решения, реагируя на те трудности, с которыми сталкивается школьник в период дистанционного обучения.
Все школьники области получили доступ к ресурсам с верифицированным образовательным контентом на цифровой образовательной платформе ЦОК. Кроме того, сегодня все школы включены в российскую защищенную систему онлайн-коммуникации «Сферум», позволяющую проводить групповые видеоконференции, организовывать чаты для обучения и общения, обмениваться различными медиа-ресурсами, создавать закрытые сообщества школ, учителей, родителей и учеников.
На сегодняшний день проходит консультационная поддержка дистанционного обучения школьников на сайте Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, разработан отдельный сайт по организации дистанционного обучения школьников. Там регулярно размещается обновленная нормативная и методическая информация по актуальным вопросам реализации обучения в дистанционном режиме, составлен перечень обучающих и инструктивных мероприятий как для руководящих, так и для педагогических работников.