В России презентовали новые учебники по истории для школьников 10 и 11 классов. По ним старшеклассники начнут учиться с 1 сентября.
Издание включает четыре части: «История России» (10 класс), «Всемирная история» (10 класс), «История России» (11 класс) и «Всемирная история» (11 класс). Авторы впервые синхронизировали два курса — историю России и всеобщую историю.
В учебниках расширили разделы об Азии, Африке и Латинской Америке, а также блоки о роли России в глобальных мировых событиях.
— Конечно, этот учебник от прошлых отличается тем, что он государственный, одобрен министерством образования. В нём нет мнения конкретных авторов, как было раньше. Поэтому он несёт на себе печать некоего официоза. Но это выверенный учебник. Его главное отличие в том, что в учебнике по всеобщей истории значительно большее внимание уделяется странам Африки, Азии и Латинской Америки, — отметил соавтор учебников по всеобщей истории, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян в интервью газете «Взгляд».
В учебнике появился раздел с 2014-го по сегодняшний день, включая спецоперацию (СВО) России на Украине. В нём рассказывается о том, что предшествовало сегодняшним событиям.
В новых учебниках отказались от европоцентризма.
— Мы преодолели этот недостаток, причём все учителя очень поддержали нас. Теперь в учебнике много рассказывается о Китае, Индии, Японии. Даже впервые присутствует Африканский континент, особенно в учебнике для 11-го класса. Появились разделы о Латинской Америке. Значительно усовершенствованы разделы культуры и науки в мире, — сказал Александр Чубарьян.
Елена Павлова, педагог Знаменской СОШ, рассказала, что в их школу уже поступают учебные комплекты для ребят 10-х и 11-х классов.
— Приятно удивило отсутствие европоцентричности, новый учебник рассказывает об истории Востока: Индия, Китай, Япония. Кроме того, есть разделы про Африку и Латинскую Америку. Очень подробно отражены все важнейшие вехи в истории нашей страны, теперь отпадёт необходимость в поиске дополнительных источников информации при подготовке к занятиям. В новом издании отсутствует политизированность, а все исторические события отражены объективно, без искажений и переписывания реальных фактов. Мой вердикт — единый учебник получился очень удачным, таким, какого нам, учителям, не хватало в рабочей практике.
На один из плюсов единого учебника истории также обратил внимание Андрей Жигульский, педагог лицея № 29. Учитель отметил, что при большом количестве учебников по одному предмету, ребёнок может перейти в другую школу, буквально через дорогу, и превратиться из успевающего ученика в отстающего, так как не изучал того, что преподавали в соседней школе. Единый учебник это исключает.
К началу следующего учебного года появятся и учебники истории для 5-9-х классов. То есть школы получат полную единую линейку истории.