Лента новостей
Образование12 февраля , 16:31

Татьяна Котельникова: «Нацпроект стал узнаваемым брендом почти всех позитивных изменений в системе образования»

Как в рамках нацпроекта «Образование» в Тамбовской области строятся новые школы и модернизируются уже существующие, открываются школьные медиацентры, театры, хоры и ремонтируются спортзалы, рассказала министр образования и науки региона Татьяна Котельникова.

Министр образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова
Министр образования и науки Тамбовской области Татьяна КотельниковаФото: Министерство образования и науки Тамбовской области

В 2019 году в России по поручению Президента Владимира Путина начали реализовывать национальный проект «Образование». Главными задачами нацпроекта значатся повышение качества и доступности образования для детей как из больших городов, так и малых населённых пунктов, развитие детей в технических и естественно-научных направлениях, востребованных экономикой России, обновление всей инфраструктурной базы средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. В цели входит также масштабное вовлечение детей в различные виды внеурочной деятельности и спорт.

Как отметила министр образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова, за последние 5 лет нацпроект «Образование» стал самым узнаваемым брендом практически всех позитивных изменений в отечественной системе образования. За весь период реализации нацпроекта на развитие сферы образования Тамбовской области было направлено 15,2 млрд рублей. Из них 11,7 млрд рублей — это средства федерального бюджета, 3,5 млрд рублей — средства бюджета региона.

Это строительство новых школ и капитальный ремонт уже существующих, оснащение учреждений современным учебным оборудованием, подготовка кадров для новых школ, совершенствование системы школьного питания, а также развитие дополнительного образования.

— Нацпроект «Образование» помогает создать нам равные условия для получения качественного образования в городских и сельских школах области. Мы делаем всё, чтобы ребятам было интересно учиться, чтобы они могли развивать свои таланты по самым разным направлениям, — отмечает Глава Тамбовской области Максим Егоров.  

Ключевые моменты работы в рамках нацпроекта обозначила в интервью с корреспондентом РИА «ТОП68» министр образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова.


— Татьяна Петровна, расскажите, пожалуйста, подробнее, сколько новых школ построено в регионе благодаря нацпроекту «Образование»? И какие они — школы нового поколения?

— За годы реализации нацпроекта удалось построить новые школы в тех территориях региона, в которых имелась острая потребность в создании новых мест. Были открыты 5 новых школ общей вместимостью в 5675 мест. Это школа №5 «Научно-технологический центр им. И. В. Мичурина», школа «Центр ИнТех» в Рассказове, Школа ЭКОТЕХ в Котовске, Агроинженерная школа в рабочем посёлке Умёт и Школа базовой инженерно-технологической подготовки на севере Тамбова.

Агроинженерная школа в рабочем посёлке Умёт
«Центр ИнТех» в Рассказове
Школа базовой инженерно-технологической подготовки на севере Тамбова
Школа ЭКОТЕХ в Котовске
Агроинженерная школа в рабочем посёлке УмётФото: Министерство образования и науки Тамбовской области

Каждая новая школа работает в соответствии со своей индивидуальной концепцией. Среди школ-новостроек есть школы экологической, инженерно-технологической, агроинженерной направленностей. Выбор направления работы школы связан с особенностями территории, на которой данная школа строилась: наличием крупных предприятий, их кадровой потребностью в среднесрочной перспективе. Научное руководство школы, её научно-методическое сопровождение деятельности осуществляют вузы региона.

Ввод новых школ позволил снизить долю детей, обучающихся во вторую смену, и провести переукомплектованность классов в городской местности.  Однако наличия второй смены и дефицита мест в школах решить не удалось, поэтому программа продолжается в текущем году.

Ещё одна школа откроет свои двери уже 1 сентября в микрорайоне Майский. Эта школа рассчитана на 2425 ученических мест. Уже идут работы по благоустройству территории, приобретается оборудование, осуществляется внутреннее художественное оформление. Также в текущем году нам предстоит завершить строительство ещё 2 школ в Тамбове: школы на 1275 мест по улице Волжской и школы на 1100 мест в селе Бокино. Мы знаем, что люди очень ждут этих школ и сделаем всё возможное, чтобы не выйти за рамки запланированных сроков.

Не оставляем без внимания и сельские территории. Сегодня идут работы по возведению школы на 350 мест в селе Алгасово Моршанского муниципального округа. Здесь планируем завершить строительные работы также в декабре этого года.

—  Сколько школ в рамках нацпроекта отремонтировали в регионе, и как организовывался образовательный процесс на время ремонтных работ?

— В нашей области треть зданий школ требуют капитального ремонта. В период с 2022 по 2026 годы в программу ремонта вошли 67 школ (45% от требующих капитального ремонта). Из них 47 — сельские.

Лицей города Уварово, Уваровский округ
Лицей города Уварово, Уваровский округФото: Министерство образования и науки Тамбовской области

Начиная с 2022 года, уже отремонтированы и открыты 25 школ, в которых обучается более 15 тысяч детей. В этом году капитальные ремонтные работы будут вестись ещё в 27 школах, где учится более 9 тысяч школьников.

Хочу подчеркнуть, что по поручению Главы региона Максима Егорова осуществляется не только ремонт внутренних помещений школ, но и благоустраиваются пришкольные территории, обновляются спортивные площадки, организовываются места стоянки школьных автобусов, модернизируются котельные. На эти мероприятия выделяются дополнительные средства из регионального бюджета. Особое внимание в ходе капитального ремонта уделяется созданию воспитательной среды. Во всех школах после капитального ремонта открываются залы боевой и воинской славы, школьные музеи, а также центры детских инициатив.

Все этапы капитального ремонта школ контролируют общественные группы, куда входят родители, педагоги, ученики, представители депутатского корпуса, представители органов местного самоуправления. Кроме того, вопросы по капитальному ремонту рассматриваются на еженедельных заседаниях Организационного штаба по реализации национальных проектов, который возглавляет Глава области — Максим Борисович Егоров. Такой подход позволяет пристально следить за качеством проводимых работ, своевременно выявлять нарушения и риски и оперативно реагировать на них.

Мы понимаем, что при проведении ремонтных работ создаются определённые неудобства для школьников и родителей — на это время образовательный процесс организуется в других учреждениях, и это непривычно, приходится перестраивать личное расписание ребёнка, изменять устоявшиеся маршруты. Мы постоянно в прямом диалоге с родителями, учитываем их мнение и пожелания, организуем подвоз детей, убеждаем в необходимости проводимой работы, рассказываем о предстоящих изменениях. Твёрдо убеждена: результат полностью оправдывает возникающие временные трудности. Ведь после завершения ремонтных работ школьники придут в совсем другие школы, отвечающие всем требованиям безопасности, комфортности. Попадут в новую среду, наполненную свежими идеями, смыслами и возможностями.

— Перестраивается ли учебный процесс, работа педагогов в обновлённых учреждениях?

— Подготовка кадров для школ-новостроек и школ после капитального ремонта — это отдельная тема для разговора.

Если мы говорим о сформированных коллективах, то открытию школы предшествует опережающее повышение квалификации всей педагогической команды в области применения современных педагогических и цифровых технологий, использования инновационного учебного оборудования. Обучение осуществляется по специально разработанным программам, учитывающим концепцию конкретной школы.

На занятиях в Первомайской школе, Первомайский округ
На занятиях в Первомайской школе, Первомайский округФото: Министерство образования и науки Тамбовской области

После открытия школы обучение и профессиональное развитие педагогов продолжается в виде серий обучающих мастер-классов, семинаров и проблемно-ориентированных курсов.

Хорошей практикой также стала работа по наращиванию кадрового потенциала из числа студентов выпускных курсов колледжей и вузов, реализующих программы по педагогическим и непедагогическим направлениям подготовки. В 2022 году совместно с Державинским университетом впервые был реализован интересный сетевой образовательный проект «Команда школьных педагогов «под ключ». 39 студентов из ТГУ, Педагогического колледжа и Мичуринского государственного аграрного университета прошли обучение и трудоустроились в образовательные организации области. В этом году с 1 февраля для новых участников стартует программа подготовки кадров для Школы-Центра профнавигации и развития карьеры в микрорайоне Майский.

У нас большие надежды, что в нашу сферу придут молодые, амбициозные педагоги, желающие работать в современных условиях.

— Как за эти 5 лет изменился подход к системе школьного питания?

— Во исполнение послания Президента Российской Федерации  бесплатным горячим питанием в текущем учебном году обеспечено 100% обучающихся 1-4 классов. Это 41,1 тысячи человек. Всего в регионе горячее питание  организовано для  94,4 тысячи учеников области. Это 90,4% от общего числа школьников.

Столовая во 2-м Пересыпкинском филиале МБОУ 2-Гавриловской СОШ, Гавриловский округ
Столовая во 2-м Пересыпкинском филиале МБОУ 2-Гавриловской СОШ, Гавриловский округФото: Министерство образования и науки Тамбовской области

Большое внимание при организации питания уделяется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Для них организовано двухразовое горячее питание.

В особой зоне внимания — семьи участников СВО.  На региональном и муниципальном уровнях  вопрос об организации бесплатного горячего питания  для детей из таких семей решён.

Важно, что наряду с увеличением охвата горячим питанием в школах уделяется внимание формированию навыков здорового и правильного питания. На протяжении нескольких лет в области проводится акция «Родительский контроль». В рамках акции  родители ежемесячно посещают школьные столовые и оценивают  вкусовые предпочтения детей, качество приготовленных блюд, соответствие реализуемых блюд утверждённому меню. В текущем учебном году в школах области было проведено 198 таких проверок, в том числе с учётом предложений «Родительского контроля» проведена работа по внесению изменений в меню.

— Вы подчеркнули, что благодаря нацпроекту в регионе развивается дополнительное образование. Какие существуют векторы в реализации этого направления?

— Региональная система образования делает акцент на развитие допобразования на базе общеобразовательных организаций уже с 2008 года. Возможности нацпроекта дали новый импульс и новые ресурсы развитию этой сферы.

Детский технопарк «Кванториум-Тамбов»
Детский технопарк «Кванториум-Тамбов»Фото: Министерство образования и науки Тамбовской области

Сегодня на базе школ открываются и получают развитие инновационные образовательные структуры: детский технопарк «Кванториум-Тамбов», мобильный технопарк «Кванториум», Центр развития современных компетенций детей, научно-учебные лаборатории «Агрокуб», региональная Экостанция, региональный Центр детско-юношеского туризма, Центры цифрового образования детей «IT-Куб», детский технопарк «Кванториум» на базе лицея №14 Тамбова, центры образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста».

Открываются новые школьные кружки и объединения по приоритетным направлениям технологического развития РФ: промышленная робототехника и мехатроника, промышленный дизайн, 3D-моделирование и прототипирование, инженерное проектирование, виртуальная и дополненная реальность, гео-аэро, био-нанотехнологии.  Эти направления теперь стали доступны в том числе и детям сельских школ благодаря функционированию мобильного технопарка «Кванториум».

Существенную помощь оказывает мероприятие по созданию новых мест дополнительного образования детей — уже 2,8 тысячи таких мест созданы практически во всех муниципалитетах, где обучается более 6,2 тысячи детей и реализуются около 100 дополнительных общеобразовательных программ нового поколения. А в этом году мы откроем еще 1830 мест для учеников на базе 43 образовательных организаций.

На новых местах допобразования создаются востребованные сегодня элементы развивающей и воспитывающей школьной среды — школьные театры, хоры, медиа-центры, музеи, экостанции. Уже сегодня в области функционируют 86 школьных театров, 91 школьный хор. Охват детей в сфере образования региона, занимающихся данными видами  искусства, составляет около 8 тысяч учащихся.

— Сейчас мы говорим больше об интеллектуальном развитии школьников. А как обстоят дела со спортом?

— В 2014–2022 годах  современные условия для занятий физкультурой и спортом созданы в 109 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах. Открыты дополнительные секции по волейболу, баскетболу, лыжам, настольному теннису, мини-футболу и футболу.

Спортзал в Токаревской школе, Токаревский округ
Спортзал в Токаревской школе, Токаревский округФото: Министерство образования и науки Тамбовской области

На территориях региона установлены и модернизированы уличные плоскостные площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивно-развивающее оборудование: турники, лабиринты, рукоходы. Это обеспечивает условия для реализации социально значимого регионального проекта «Развитие дворового спорта на Тамбовщине».

Также мы активно ремонтируем спортивные залы в общеобразовательных школах по федеральному проекту «Успех каждого ребёнка». Сегодня мы уже модернизировали спортивные залы в 71 школе. В ближайшем будущем комплексное обновление спортзалов ждёт Никифоровскую школу №2, 2-й корпус гимназии города Моршанска, 5-й корпус школы №4 города Рассказово, 2-й корпус Уваровского кадетского корпуса им. св. Г. Победоносца. В самое ближайшее время начнём закупки спортивного инвентаря и оборудования, а ближе к лету и сам ремонт.

Также приводятся в порядок тренерские, снарядные, душевые комнаты и санузлы. По завершении всех работ школа получает полностью оснащённый спортивный блок со всем необходимым оборудованием и инвентарём.

Благодаря обновленным условиям открываются дополнительные секции по таким популярным видам спорта, как волейбол, баскетбол, лыжи, настольный теннис, мини-футбол, футбол, что позволяет развивать деятельность школьных спортивных клубов. Такие объединения на данный момент созданы абсолютно во всех школах региона.

— В прошлом году в России по поручению Президента Владимира Путина в школы поступили новые единые учебник по истории и учебные пособия для среднего общего образования от издательства «Просвещение». Как тамбовские педагоги оценивают новую литературу и как работают с ней?

— Сразу хочу отметить, что внедрение новых учебников — это всегда процесс очень сложный. Однако, не вызывает сомнений, что новый государственный учебник истории очень важен в условиях формирования единого образовательного пространства.

Нельзя не упомянуть, что в новом учебнике истории акцент сделан на формирование личности учащегося через гражданское воспитание, патриотизм, что даёт возможность обеспечить не только высокое качество подготовки школьников, но и сформировать их гражданскую позицию через раскрытие исторических событий. Причём, это первый учебник, который раскрывает с исторической точки зрения не только вчерашний день, но и сегодняшний, самые последние события. И это возлагает дополнительную ответственность на педагогов, которые преподают историю.

Мы неоднократно в прямом диалоге с учителями и детьми обсуждали, как идёт интеграция учебника в образовательный процесс. И дети, и педагоги отмечают доступный стиль изложения, наличие дополнительных источников (исторические документы, видеофрагменты, объяснения к иллюстрациям, разнообразные вопросы и задания).

Автор:Диана Яшина