В России «обучающих» блогеров заставят лицензировать свои образовательные продукты. Такой пакет законопроектов подготовили к внесению в Госдуму РФ. Благодаря реформе законодатели планируют «убить двух зайцев»: заставить онлайн-гуру платить налоги и избавить интернет-пространство от некачественных информационных продуктов.
Первая проблема — финансовая. Блогеры, представляющие свои продукты под видом образовательных, пользуются установленными для этой сферы налоговыми льготами. Однако зачастую такая информация носит не образовательный, а информационно-консультативный характер. Это всякого рода консультации и курсы по теме личностного развития, отношений между мужчиной и женщиной, здоровья, эзотерики и тому подобным. Отныне продукты такого характера не будут попадать под категорию образовательных, а их авторам придётся перейти на режим налогообложения, не предусматривающий поблажек.
Продукты, действительно подходящие под категорию образовательных, будут оцениваться по критериям качества и достоверности, и получать соответствующую государственную лицензию. Таким образом, все те, кто не смогут пройти проверку на качество продукции и не захотят платить за ее трансляцию без налоговых льгот, уйдут с инфорынка. Количество так называемых инфоцыган сократится в разы.
Отметим, внимание законодателей неслучайно привлекла тема образования в онлайн-среде. По итогам 2023 года оборот «онлайн-школ» в России составил 123 млрд рублей. Самыми популярными нишами стали обучение новым профессиям, предпринимательству, курсы по психологии и здоровьесбережению.