Лента новостей

Особенности гражданской позиции в публицистике Ю.М. Полякова

По материалам всероссийской научной конференции преподавателей и студентов «XXVII Державинские чтения», посвященной памяти ректора В.Ю. Стромова, секция «Репрезентация общественных процессов в медиакоммуникациях»

«Публицистика, точно предохранительный клапан, позволяет автору выпустить лишний пар – социальный гнев, ярость оскорбленной нравственности, мимолетную обиду на подлость эпохи, тоску бытовых неурядиц. Это важно, ибо настоящий художник не должен валить в свое произведение шелуху сиюминутности, он обязан отбирать осмысленные зерна жизни», - рассуждает писатель-публицист Ю. М. Поляков, - Да, художник имеет право на пристрастие, но без гнева. Он должен попытаться понять всех, ведь у самого последнего негодяя есть своя правота перед Богом, а у самого нравственного человека – свои помрачения сердца» [1].

Публицистика Ю.М. Полякова, отразила наиболее значимые события в политической и культурной жизни страны конца XX – начала  XXI вв. В своих статьях и эссе он осмысливает происходящие в России духовные и социально-политические процессы. Многие  его оценки, формулы, а также неологизмы стали широко популярны и вошли в национальный интеллектуальный обиход. В произведениях Ю. М. Полякова  видна его активная гражданская позиция.

Статьи первой половины 90-х годов показали, что оппозиционный в годы советской власти Поляков и при новых обстоятельствах предпочел сохранить независимость, не присоединившись к хору очернителей ушедшей «империи зла» и певцов новой власти. В таких статьях, как «Из клетки — в клетку» (1990), «И сова кричала, и самовар гудел...» (1991), «От империи лжи — к республике вранья» (1992), «Готтентотская мораль» (1993), «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!» (1993), автор ведет беспристрастный анализ той ситуации, в которой оказалась Россия. «Нет, я не против реформ и не горюю по империи лжи, просто констатирую факт, что на ее развалинах возникло не царство правды, а обыкновенная республика вранья»[2].

На протяжении последнего десятилетия ХХ века в своих работах Поляков отражает реальное положение граждан в постперестроечном пространстве, резко высказывается против представителей новой власти, объективно анализирует причины развала страны, неоднократно критикует ангажированность СМИ, упоминает о советской литературной системе как о благоприятной почве для творчества русских писателей. 

В работе «Оппозиция умерла, да здравствует оппозиция!» автор рассказывает о расстреле Белого дома и рассуждает: «Конечно, инакомыслящим политикам сейчас трудно высказывать свою точку зрения. Ситуация, когда, говоря словами классика, «где стол был яств — там гроб стоит», — деморализует» [3].
Процесс выбора кандидатов в депутаты Государственной Думы ярко отражен в статье «Человек перед урной»: «Скоро выборы в Думу. Многие средства массовой информации с деликатностью агрегата для забивания свай убеждают нас, что ничего путного из этих выборов не получится, что список кандидатов напоминает по толщине «телефонную книгу» и что нормальные граждане на выборы вообще не придут. А для тех, кто плохо поддается внушению и все-таки собирается прийти к урнам, постоянно публикуются различные рейтинги, которые так же соответствуют действительности, как членораздельная надпись на сарае его реальному содержимому»   [4] и т.д. 

Сохраняя независимую позицию в отношении литературных направлений, Поляков предлагает трезво взглянуть и на советский культурный опыт, подвергшийся шквалу критики. «Презрительно-уничижительный взгляд на «совковую» литературу эффектен, но не эффективен»[5] – пишет автор в статье «Право на одиночество». 

В мае 1994-го  было напечатано эссе «Россия накануне патриотического бума», а в 1995  статья «Грешно плевать в Чудское озеро!», где  автор одним из первых выступил против целенаправленного разрушения патриотического сознания и очернения отечественной истории. Юрий Михайлович, одним из первых увидел, губительные последствия превращения иронии хулителей России в государственную идеологию, подметил, что это не тот смех, который помогает расставаться с прошлым, а это смех, который ведет к «снижению нравственности в обществе».

В самом деле, в то время слово «патриот» стало почти бранным.  Видимо,  идея, что строить новую Россию нужно на фундаменте стойкой неприязни к Отечеству, исходила от тех политических персонажей, которые видели в «новой России» лишь факторию для снабжения цивилизованного Запада дешевым туземным сырьем. По словам Полякова: «С патриотизмом боролись так же истово и затейливо, как прежние воинствующие безбожники с религией. И так же безуспешно. Мой прогноз оказался верен: сегодня патриотизм опять в чести, государство финансирует дорогостоящие программы по воспитанию отчизнолюбия, на автомобилях развеваются георгиевские ленточки, кудрявые эстрадные попрыгунчики снова запели о русском раздолье» [6].

Но  есть еще сегодня отдельные индивидуумы, которые заламывают руки и сокрушаются по поводу проведения спецоперации на Украине. «Сегодня, когда наши воины отдают свои жизни во имя будущего большого народа (я имею в виду триединство: русские, украинцы, белорусы), коллективные истерики иных мастеров искусства выглядят, мягко говоря, кощунственно. Объявляя свою страну немотивированным агрессором, сеющим смерть и разрушения, они, ломая руки в общечеловеческой кручине, требуют мира, как прибавки к зарплате. Они напоминают мне тех, кто до сих пор жалеет, что Ленинград не сдали фашистам ради сохранения жизни людям. Для чего, спрашивается? Для дальнейшего промышленного уничтожения с последующей утилизацией биологических остатков? Не мной сказано: хуже войны только поражение»[7], - так пишет в статье «Почем вы, мастера культуры!»  Ю. М. Поляков.

Своими  статьями писатель-публицист живо откликается на все значительные события и происшествия, происходящие в стране. Его суждения всегда искренни. «Я же не боюсь предстать перед читателем в изменчивом развитии, ибо заблуждался не в поисках выгоды, а если обольщался, то от бескорыстной веры в торжество справедливости и здравого смысла, который побеждает обычно в тот момент, когда башня, сложенная из нелепостей, падает на головы строителям» [8] .

Публицистика Полякова пронизана меткими высказываниями и афоризмами. Используя их, можно описать или объяснить почти любую сферу человеческой жизни. Автор работает со словом, конструируя неологизмы и предлагая вербальные формулы, прочно врезающиеся в общественное сознание: «десовестизация», «демокрады» «хаосмейкеры», «порнократия», «реформачество», «узники Букервальда», «Россия в откате», «государственная недостаточность», «Судьболомная женщина», «Жизнецепкие пенсионеры», «Холуин — праздник творческой интеллигенции», «Русский человек последователен – он должен напиться до ненависти к водке». «Как же искусен, хитер и затейлив  может быть человек крадущий!», «История – это всего лишь слухи, попавшие в учебники»  и др.

Статьи Ю. М. Полякова, собранные вместе, образуют, своего рода, летопись нашего смутного времени и могут служить учебником современной политической истории.
                                                                     

Список используемых источников

1. Поляков Юрий Михайлович Россия в откате Невольный дневник
     https://mir-knig.com/read_368337-1
2. Поляков Юрий Михайлович  Россия в откате  От империи лжи — к республике вранья   https://mir-knig.com/read_368337-1
3. Поляков Ю. М. Порнократия  Сборник статей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://bookscafe.net/read/polyakov_yuriy-pornokratiya_sbornik_statey-9193.html#p130   Оппозиция умерла, да здравствует оппозиция!  С. - 29
4. Поляков Ю. М. Порнократия  Сборник статей  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    https://bookscafe.net/read/polyakov_yuriy-pornokratiya_sbornik_statey-9193.html#p130  Человек перед  урной  С. - 49   
5. Поляков Ю. М. Порнократия  Сборник статей  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.rulit.me/books/pornokratiya-sbornik-statej-read-94216-10.html   С. - 10
6. Поляков Юрий  Лезгинка на Лобном месте (Сборник)   Предисловие автора  https://mir-knig.com/read_361649-1 
7. Поляков Юрий  Новости  Почём вы, мастера культуры!     https://yuripolyakov.ru/news/pochyem-vy-mastera-kultury/  
8. Поляков  Юрий  Статьи     https://yuripolyakov.ru/publicism/articles/ 

Автор:Маргарита Копрянцева