Лента новостей
Здравоохранение7 апреля 2019, 20:16

Замначальника облздрава Татьяна Вяльцева: «Врачи автопоезда «Забота» принимали по 900 пациентов в день»

Фото: Алексей Бучнев
Фото: Алексей Бучнев

Автопоезд «Забота» курсирует по районам Тамбовской области с 2011 года. За это время его врачи оказали помощь тысячам жителям сельских территорий, которые по разным причинам не могут попасть на прием к квалифицированным специалистам – низкая транспортная доступность, пожилой возраст или личное хозяйство «не отпускает». Корреспондент РИА «ТОП68» пообщался с заместителем начальника управления здравоохранения Тамбовской области Татьяной Вяльцевой, которая стояла у истоков создания такого масштабного проекта. Много раз она сопровождала автопоезд и специально во Всемирный день здоровья рассказала о том, как устроена «Забота».

- Как появился автопоезд «Забота»?

- Речь идет о 2011 годе, когда решался вопрос, как повысить доступность специализированной медицинской помощи сельскому населению. Ни для кого не секрет, что смертность на селе намного выше, чем в городских территориях, а доступность медицинской помощи для сельских жителей ниже, чем для городских. А 40% населения Тамбовской области - это именно сельские жители, большинство из которых проживают в маленьких селах, где не поставить даже ФАП. Разумеется, и автобусы в деревню с населением в 100 человек не ходят. На тот момент смертность среди сельского населения была выше на 21%, чем среди городского. Тогда было принято решение под руководством администрации Тамбовской области и под патронажем Тамбовской областной Думы создать мобильную бригаду врачей.

- Чем она отличается от первичной медико-санитарной помощи центральных районных больниц?

- В состав автопоезда мы взяли врачей 13 специальностей из областного центра. Иногда в село приезжает даже меньше, ведь подготовка к приезду «Заботы» начинается за месяц. Проводятся опросы, записи на приём, на основе которых мы принимаем решение - сколько врачей отправить в село. Вместе с врачами едет специальное медицинское оборудование, позволяющее провести обследование пациента. В «Заботе» работают высокоспециализированные врачи клинических больниц и с хорошим опытом работы. За очень короткий промежуток времени они могут обследовать много пациентов и быстро вынести решение, что необходимо конкретному больному.

Замначальника облздрава Татьяна Вяльцева: «Врачи автопоезда «Забота» принимали по 900 пациентов в день»

- По каким критериям осуществляется выбор населенного пункта, куда приедет автопоезд «Забота»?

- Кроме того, что в селе должна быть востребованность в медицинских специалистах, там должно быть место, где можно осуществить прием. Были, к примеру, такие обращения, что вот в Ивановку уже два раза автопоезд приезжал, а к нам ни разу. Для приезда нашей бригады нужно место для 13 врачей и необходимое напряжение электричества для работы медицинского оборудования, которое не выбьет электричество во всем селе. Поэтому, когда «Забота» приезжает в населенный пункт, местными органами самоуправления осуществляется подвоз жителей с ближайших деревень.

- Как люди встречают «Заботу» у себя в деревнях?

- Люди предупреждены заранее. А встречают хорошо, бывали даже случаи, что нас ждали с песнями, с хлебом-солью. А в 2011 году в Уваровском районе нас встречал оркестр кадетского корпуса. Это было неожиданно. Бывает люди приходят с пирожками, благодарят. Они занимают очереди с 6 утра, хотя прием обычно начинается в 9-10, когда приезжают врачи. Приезд «Заботы» - большое событие для села, место ее остановки становится центром района, где люди решают все свои проблемы. Однажды в каком-то районе там встретились два родственника, которые давным-давно не виделись, потому что они были из разных сел и добираться друг до друга им было достаточно далеко. Счастье было неимоверное, не виделись лет 10, вот в «Заботе» встретились. Всякое было, даже чуть до драк не доходило у пациентов за место в очереди. Но когда начинается приём, обстановка сразу же становится благоприятной. А чтобы как-то развлечь людей, даже устраивали концерты в актовых залах, но, честно скажу, не очень прижилось – каждый считает, что отойти от очереди и потерять своё место, это страшно.

- Сложно ли добираться в отдаленные населенные пункты?

- Добираться бывает сложно. Были и аварии, и поломки. Один раз мы даже два километра ехали 40 минут, дорога была как после бомбежки. Глава района, конечно же, пытался провести перед нашим приездом ямочный ремонт, но это не сильно помогло. «Передвижки» даже переворачивались. Однажды зимой в мороз прямо в поле сломалась «Газель» с врачами. Пришлось просить помощи главу району, который выделил нам отдельную машину.

- Как врачи совмещают свой рабочий график с выездами автопоезда?

- График работы врачей составляется еще до того, как «Забота» начинает свою работу. Это сделано для того, чтобы не отрывать врачей от их пациентов в областном центре. Работают врачи в селе до последнего пациента. За свой график они получают небольшие надбавки к заработной плате, незначительные. Но они просто выполняют свои обязанности. Было время, когда мы заканчивали и в 10 часов вечера, еще два часа обратно на дорогу, но сейчас людей уже меньше. Кардиологи вот работают все еще до 17-18 часов.

Замначальника облздрава Татьяна Вяльцева: «Врачи автопоезда «Забота» принимали по 900 пациентов в день»

- Сегодня «Забота» также популярна, как и 8 лет назад?

- Автопоезд до сих пор пользуется успехом, но сказать, что он также востребован, как и в 2011 году, я не могу. Тогда люди думали, что вот «Забота» один раз приедет и никогда её больше не будет, поэтому кидались все, кому надо и не надо. Сейчас уже люди думают по-другому: сегодня не пришел, приду через полгода или год. Было время, когда нам пришлось принять около 900 пациентов в день. Сегодня врачи автопоезда в день осматривают максимум 300 человек.

- Врачи автопоезда проводят обследования, но бывали ли случаи проведения на месте хирургических операций?

- Когда автопоезд только создавался, у медиков такого вопроса даже не возникло. Хотя люди обращались с такими пожеланиями. Понимаете, то, что где-то в полевых условиях считается подвигом, у нас это считается преступлением. Никакие инвазивные операции в условиях автопоезда делать нельзя. Для серьезных случаев у нас всегда рядом стоит скорая медицинская помощь.

- Каких результатов добился автопоезд с 2011 года?

- Говорить, что только «Забота» снизила смертность среди сельского населения Тамбовской области до 15% было бы неправильно. Но заметную роль автопоезд сыграл. В год автопоезд делает 23 выезда и принимает в среднем 14 тысяч человек.

- Проект «Автопоезд «Забота» впервые появился в Тамбовской области?

- Наверное нет. До нас где-то на Дальнем Востоке автопоезд такой был. Но в Тамбовской области «Забота» появилась чуть раньше, чем подобные проекты получили массовое распространение. Другое дело, что в каждом регионе свои особенности. Мне рассказывали, что в Краснодарском крае врачи автопоезда принимали пациентов в палатках, в Рязанской области «Забота» заезжала в крупные поселения, хотя какой в этом смысл, если прямо через дорогу находится центральная районная больница. В каком-то регионе на выездах работают интерны. Мы же комплектуем автопоезд высококвалифицированными специалистами. В любом случае мы были одними из первых, к нам и за опытом приезжали, и федеральное телевидение нас снимало.

Замначальника облздрава Татьяна Вяльцева: «Врачи автопоезда «Забота» принимали по 900 пациентов в день»

В состав автопоезда «Забота» входят терапевт, педиатр, кардиолог, невролог, офтальмолог, стоматолог, хирург, врач ультразвуковой диагностики, эндокринолог, отоларинголог, онколог, дерматовенеролог, акушер-гинеколог, а также специалисты Центров здоровья для взрослых и детей. Они могут провести ультразвуковую диагностику, электрокардиографию, лабораторные и рентгенологические исследования – для этих целей в составе передвижных медицинских пунктов работает специальное медицинское оборудование.

Автор:Богдан Сизов