Конюшня рядом с Челнавским водохранилищем походит на Ноев ковчег. Гостей встречают овца, алабай, ещё две небольшие собаки, козёл. Лошади выглядывают из загонов и с любопытством смотрят на чужаков. Чуть дальше в клетках сидят три кролика. Животных «ковчега» объединяет одно - каждого спасли от смерти.
Последний шанс на Ноевом ковчеге
Овцу Долли хотели зарезать на мясо. Прежним хозяевам не понравилось то, что она не сумела жить в стаде. Узнав об этом от знакомых фермеров, хозяйка конюшни Екатерина Маклакова забрала её себе. Теперь Долли всюду ходит за ней, составляя компанию в домашних делах. Козла Тимура домой принёс муж Екатерины, Максим. Его тоже поставили перед выбором - либо козлёнка убьют, либо он его спасает.
Больше всего в хозяйстве лошадей. Маклаковы выкупают животных с бойни. Супруги дарят лошадям последний шанс быть любимыми и нужными. «Последним шансом» Екатерина назвала и группу «ВКонтакте», которую она создала чтобы спасти как можно больше животных. Туда из разных городов страны присылают информацию о лошадях, попавших в беду. Это помогло сберечь больше 500 лошадей. Неравнодушные люди покупают животных у мясников и находят им хозяев.
Мясники идут на сделку далеко не всегда. Конское мясо высоко ценится. Если на бойне лошадь продавать отказались, её уже не спасти, с горечью признаётся Екатерина. По скромным оценкам из беды вызволяют чуть больше половины животных.
В конюшне Маклаковых 11 лошадей. Нередко кони приезжают в Тамбовский район в плохом состоянии - худые, запуганные. Труднее всего вернуть им доверие к человеку.
- Когда я спасла первую лошадь, мне было страшно. Кобыла была дикая, к людям не подходила и на несколько метров. Я боялась, что не смогу её приручить. Думала, что она мне так и не поверит. Но всё получилось. А после неё мы привыкли, поняли, что любую лошадь можно довести до ума, - рассказала РИА «ТОП68» Екатерина Маклакова.
По словам Маклаковой, лошади ведут себя в новых условиях по-разному. Кто-то озлоблен, кто-то пытается вести себя нагло - например, укусить владельца. Другие кони просто забиваются в загон и поворачиваются к людям спиной. Общий язык с новичками можно найти по-разному. Одних лошадей надо чаще чесать и баловать сухарями и сахаром, в общении с другими помогут только время и терпение.
- Чем сложнее у лошади судьба, чем она больше пережила, тем интереснее с ней общаться, - поделилась Екатерина.
Благодаря ласке и заботе лошади меняются на глазах. Каждое перевоплощение для владельцев - чудо. Один из таких примеров - конь по кличке Строгий Режим. Имя ему придумали на конезаводе. Строгий сначала был хорошим производителем своей породы. Затем его отдали на бойню. Оттуда коня забрали в колхоз. Когда и там стало тяжело, о нём узнали Екатерина и её муж. Они приехали покупать овёс и услышали, что Строгого и ещё одну лошадь собираются забить на мясо. Тогда они выкупили их. Кобыле нашли хорошие руки, а коня забрали себе.
- Мы очень долго с ним мучились, он один из самых тяжёлых по характеру в плане привыкания к человеку. Строгий Режим был психованный, больной, весь в гное. А потом оказалось, что он такой ласковый, такой ангелочек, и вообще не строгий, - вспоминает Екатерина.
Лошади для Екатерины Маклаковой как любимые дети, которые никогда не повзрослеют. Для них не жалеют денег на покупку спреев и щёток. «Себе иной раз не купишь, а им покупаешь», - рассказала Екатерина. Хозяева с питомцами чуть ли не круглосуточно. Кони могут заиграться и убежать или даже подраться. Но все хлопоты, связанные с лошадьми, для супругов давно стали чем-то обыденным.
- Тяжёлый труд, но когда привыкаешь к нему, не замечаешь. Это как ребёнка каждый день умыть, причесать, собрать в школу. Это для нас хроническое, понимаете? Дело всей жизни, - объясняет Екатерина.
Со своим мужем Екатерина Маклакова познакомилась благодаря лошадям. Максим привёз из Воронежа спасённую лошадь в машине, переделанной под коневоз. Так и остался.
- Он и до этого любил лошадей, но вот так, до сумасшествия, уже со мной начал. Постепенно жизнь сложилась так, что не лошади живут для нас и работают, а мы для них. По-другому жизнь себе не представляем, - сказала Екатерина Маклакова.
Сначала у супругов не было своей конюшни. Лошадей держали на постое в чужих. Со временем спасённых животных стало больше. Держать их в других конюшнях становилось дорого. Условия тоже не всегда подходили - где-то не убирали за лошадьми или плохо к ним относились. В других местах не было выгула, и животные по 23 часа ждали в загонах прихода хозяев. Тогда Екатерина и Максим решили открыть собственную конюшню. Вплотную к ней пристроен дом. Это сделано для того, чтобы хозяева были ближе к любимцам.
Прокормить одну лошадь стоит как крупную собаку. Зимой это 6-7 тысяч в месяц, летом меньше. Частично затраты окупают с помощью частных уроков верховой езды и свадебных фотосессий. Бывает дополнительная работа. По словам Екатерины, недостатка в деньгах нет. Маклаковы хорошо зарекомендовали себя в конной среде.
До того, как открыть конюшню, Екатерина вела курсы английского языка. По её словам, отдачи почти не было, в то время как на занятия с лошадьми люди приходят с горящими глазами.
Родители Екатерины её увлечения не разделяют. Считают, что надо найти «серьёзную» работу, например, на заводе. Объяснить близким любовь к животным не получается. А вот питомцы на трепетное отношение хозяев отвечают взаимностью.
- К нам даже приходит ветеринар и удивляется: «Ваши животные между собой не должны дружить. У вас козёл, овца, собаки, почему они все не ссорятся?», - смеётся Екатерина Маклакова.
Самая тесная дружба у двух новичков – жеребёнка по кличке Земляк и коня Грома. Они стояли в отдельных загонах, но умудрились открыть дверь и встали в один. Хозяева не стали их разлучать и сделали для них двойной загон. Жеребёнок прячется за Грома, когда чего-то боится, а тот ото всех его защищает.
Жеребёнок Земляк из дикого табуна. Его недавно выкупили с бойни.
- Маленькие очень быстро адаптируются, и с дикими проще. Они просто не знают людей. Намного хуже, когда лошадь рабочая, но её били, например. Таким труднее поверить людям. А этот сейчас уже готов на голову залезть. Зёма два месяца у нас постоял, и теперь это уже совсем другая лошадь, - рассказала Екатерина.
К Грому пока не могут найти подход. Он на всех злится и не подпускает к себе близко. Путь узнавания и привыкания ещё впереди.
Случается, что животные попадают в конюшню Маклаковых дважды. Так произошло с кобылой по кличке Парабэль. Её спасли из рук мясника. Спустя некоторое время супруги нашли ей хозяйку, но случилось непредвиденное. Женщина заболела и не смогла заботиться о кобыле. Тогда она вернула Парабэль Екатерине, чтобы всегда знать, что её любимица в надёжных руках.
Маклаковы помогают не только лошадям, но и детям. Екатерина бесплатно проводит иппотерапию для детей с ДЦП и другими нарушениями здоровья. Во время таких сеансов дети общаются с лошадьми, катаются на них. После этого многие начинают чувствовать себя лучше и получают шанс на полноценную жизнь.