Лента новостей
Общество14 апреля 2020, 16:02

«Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей». Более века назад в Сампурском районе сельский доктор спасал от тифа жизни людей

Фото: Вера Мирошкина, Валерий Горбунов
Фото: Вера Мирошкина, Валерий Горбунов

На берегу реки Цны в селе Сампур есть памятник. На нём две надписи: «Дорогому сыну и брату Лазарю Петровичу Рошъ-Балаховскому. Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей въ 1902 году на 36 году жизни»; вторую надпись до поры до времени никто прочитать не мог.

Этот необычный памятник, похожий на сломанный ствол дерева с обрубленными ветвями, и с надгробием, выполненным из серого гранита, вызывал вопросы не одного поколения местных жителей. До тех пор, пока однажды у любознательных школьников из класса педагогов Татьяны Свиридовой и Ларисы Кокоревой не возникло желания узнать подробности о человеке, которому он посвящён, и что означает необычная форма памятника.

«Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей». Более века назад в Сампурском районе сельский доктор спасал от тифа жизни людей

Неслучайное соседство

Полуразрушенное здание, возле которого установлен памятник, – одно из помещений бывшей Сампурской районной больницы. В начале прошлого века в нём размещалась земская больница. А позже, уже в советские годы, когда в селе была построена новая лечебница, здесь вплоть до 90-годов располагалось инфекционное отделение.

Так что соседство это не случайное. Порог именно этой больницы переступил однажды Лазарь Петрович Рош-Балаховский, командированный в село Сампур. Сюда он приехал, чтобы исполнить свою врачебную миссию по спасению человеческих жизней в разгар эпидемии сыпного тифа.

Благодаря запросам в различные архивы, библиотеки, музеи, сампурским школьникам удалось буквально по крупицам установить некоторые факты из биографии доктора. Так, из «Списков студентов Харьковского университета на 1897-1898 академический год» следует, что Лазарь Петрович Рош-Балаховский поступил в университет в 1895 году. Он из мещан, родился в Екатеринославле. Ратник – значит, служил в армии. Окончил мужскую Александровскую гимназию г. Старобельска.

Эту информацию дополняют данные из «Российского медицинского списка за 1902 год», в котором о нём есть такая запись: «Рошъ-Балаховскiй 67 Л. 900 (вн. и жен.) впр, Екатеринослав». В современной расшифровке это означает следующее: родился в 1867 году, в 1900-м окончил учебное заведение, имеет звание лекаря и является специалистом по внутренним и женским болезням. На момент внесения записи был вольнопрактикующим врачом в Екатеринославле (в настоящее время город Днепр, Украина - прим. редакции).

«Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей». Более века назад в Сампурском районе сельский доктор спасал от тифа жизни людей

Героическая история, или Один на 43 тысячи

В том же 1902 году молодой доктор приехал на Тамбовщину и земской управой был командирован в Сампурскую больницу.

О докторе Рош-Балаховском упоминается в книге известного в области врача Якова Иосифовича Фарбера «150 лет вместе. Заметки по истории Тамбовской еврейской общины»:

«Надо отметить, что, работая в глубинке Черноземья при полном бездорожье земские врачи-евреи проявляли себя мужественными людьми. Героической можно назвать историю, которая произошла с молодым специалистом Л.П. Рош-Балаховским, который добровольцем приехал на Тамбовщину для борьбы с эпидемией... Очень агрессивно-активная инфекция и сильное переутомление в конце концов, сделали своё коварное дело - молодой доктор сам заразился и вскоре умер. Его похоронили рядом с больницей, на крутом берегу Цны в Сампуре».

С этого по-прежнему высокого берега всё село – как на ладони. Кто знает, может, именно отсюда в редкие минуты отдыха молодой доктор любовался заснеженными просторами сампурской земли, изящными поворотами скованной льдом Цны, размышлял о своём предназначении, о профессии. Увы, об этом мы можем только догадываться, никаких дневников или записок после доктора не сохранилось.

«Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей». Более века назад в Сампурском районе сельский доктор спасал от тифа жизни людей

А о том, какой объём работы выполняли доктора в те годы, какой напряжённой была работа и что для отдыха действительно выкраивались минуты, можно судить по следующим фактам. Земская больница в Сампуре обслуживала шесть волостей: Сампурскую, Ивановскую, Верхоценскую, Княже-Богородицкую, Периксинско-Гавриловскую, Знаменскую. А это ни много ни мало 53 селения с числом жителей более 43 тысяч человек. Штат больницы при этом состоял из одного врача и двух фельдшеров.

И, как пишет Яков Фарбер в своей книге:

«…верхом на лошади днём и ночью доктор объезжал крестьянские дворы, выявляя заболевших. Причём, не только выявляя, но и, исходя из достижений медицины той поры и весьма скромных возможностей земских больниц, оказывая помощь больным».

Ещё один документ

Собранная о докторе информация дополняется копией ещё одного исторического документа – записью №36 в журнале чрезвычайного Тамбовского Губернского Земского Собрания, датированной январём 1903 года «О пособии родителям докторов Кнорр и Рош-Балаховскаго, умерших от сыпного тифа».

«Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей». Более века назад в Сампурском районе сельский доктор спасал от тифа жизни людей

«В марте… 1902 года, - говорится в документе, - умер от сыпного тифа… эпидимический врач Рош-Балаховский, работавший на эпидемии в Тамбовском уезде. Ныне мать его прислала заявление в губернскую управу, в котором говорит, что никакие деньги не могут ей заменить потерю сына, но, не имея средств к жизни, она вынуждена просить какой-либо помощи от земства. По полицейскому дознанию оказалось, что мать Рош-Балаховского, вдова, имеет трёх дочерей и двух сыновей, служащих в хлебном магазине и в фотографии и получающих 25 и 15 рублей, а вместе 40 рублей, на которые они содержатся сами и содержат мать и трёх сестёр. Губернская управа полагала бы выдавать вдове Рош-Балаховской 120 рублей в год…»

На русском и иврите, или Оборванная жизнь

По свидетельству старожилов, до начала Великой Отечественной войны в Сампур приезжали мать и брат Лазаря Петровича Рош-Балаховского. Это они привезли и установили на его могиле необычное надгробие с надписями на русском языке и на иврите.

«Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей». Более века назад в Сампурском районе сельский доктор спасал от тифа жизни людей

Юные исследователи выяснили, что символизирует памятник доктору, еврею по национальности. Оказывается, что растение у евреев олицетворяет человеческую жизнь. На многих еврейских надгробиях изображали дерево и подрубающий его топор как символ смерти, или цветок и руку, его срывающую. Такие надгробия были распространены в 17 веке. А с конца 19 века на смену им пришли надгробные скульптуры в виде деревьев с обрубленными или обломанными ветвями, символизирующими трагическую смерть человека в молодом возрасте.

Надписи на памятнике сделаны на русском языке и на иврите. Русская надпись хорошо просматривается и читается. Что касается второй надписи, то школьникам удалось её расшифровать. Помог им в этом один из участников генеалогического форума «Еврейские корни», куда ребята отправили собранные материалы и фото. Она читается как «Элиезер бар Песах Рош-Балаковски (Балаховский)». То есть просто имя и фамилия доктора на языке его предков. Доктора, который однажды пришёл на сампурскую землю, чтобы помочь людям справиться с болезнью.

«Врачу, погибшему въ борьбе съ эпидемiей». Более века назад в Сампурском районе сельский доктор спасал от тифа жизни людей

Выпавшее сегодня на мир испытание под названием коронавирус заставило по-новому взглянуть на профессию медика. Спасая наши жизни, врачи рискуют своими. Так есть и так было.

Автор:Вера Мирошкина