Лента новостей
Общество30 декабря 2020, 10:00

Что сделали, что будут делать: дорожные итоги 2020 года

Фото: Дирекция городских дорог | Тамбов, vk.com

Все ремонтные работы на улицах Тамбова проходят под контролем специалистов этого ведомства. Здесь разрабатывают проекты реконструкции дорог, проводят торги по определению подрядчиков, а затем проверяют качество новых магистралей. Многолетняя практика (и лабораторные исследования) показывают, что дороги в Тамбове становятся только лучше.

Ежегодно в Тамбове ремонтируют и строят около 400 тысяч квадратных метров покрытия. В 2020 году в городе отремонтировали 49 улиц. Общая протяжённость обновлённых участков 41 километр. Каждый из них соответствует нормам и гостам. Основные работы подрядчикам удалось сделать до наступления холодов.

Что сделано в 2020 году?

Ежегодно на ремонт дорог выделяют в среднем 1 миллиард рублей из федерального, областного и городского бюджетов.

В 2020 году 18 дорог отремонтировали в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ещё 22 – благодаря муниципальной программе «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбова».

В областном центре в этом году построили (реконструировали) 4 автомобильные дороги. Расширили улицы Гвардейскую и Васильковую в районе школы Сколково. С нуля построили дорогу к детским садам «Машенька» и «Медвежонок». Также завершаем реконструкцию улицы Базарной.

Общая отремонтированных и реконструированных участков составила почти 41 километр.

- Это очень неплохой километраж. Если мы с такими показателями будем работать из года в год, то мы все дороги за пять лет отремонтируем, - считает Юрий Зарапин.

Про улицу Базарную

Участок на улице Базарной (от Студенецкой до Студенецкой набережной) единственный, где работы затянулись. Реконструкцию должны были закончить в ноябре, но она пока не завершена. Это произошло по ряду объективных и независящих от подрядчика и заказчика причин.

60 дней подрядчик не мог работать в пределах охранной зоны Студенца. По водному кодексу до 10 июня, пока идёт нерест рыбы, вводились ограничения.

- Это закон, его не обойти. В полную силу подрядчик смог приступить к работам с 11 июня, хотя контракт заключён 7 апреля, - отметили Юрий Зарапин.

Участок от Студенецкой набережной до Студенецкой – это всего 183 метра. Но при реконструкции старого моста подрядчику пришлось выполнить огромное количество подготовительных работ. Во-первых, перенести коммуникации, а во-вторых, демонтировать старую и изношенную конструкцию.

Вместо моста на Базарной сделали водопропускную трубу, которая требует меньше расходов на содержание и обслуживание и более долговечна. В её основании заложили металлическую трубу, гарантия на которою 25 лет.

- Для того, чтобы создать эту конструкцию, нужно было полностью перекрыть движение воды, перестроить русло и полностью заменить основание реки (был ил, а сейчас бутовый камень), - отметил Юрий Зарапин.

Земляное полотно воздвигли, как слоёный пирог, с применением геотекстиля и георешёток. Это позволило сделать конструкцию устойчивой. На подготовленное основание подрядчик уложил первый слой асфальта. Дорожники огородили пешеходную зону и пустили движение. Оставшиеся два слоя асфальта сделают уже весной.

Тройной контроль: о проверке качества

При строительстве и реконструкции дорог сотрудники технического отдела Дирекции сопровождают работы на каждом этапе.

Перед началом работ проверяют качество материалов, соответствуют ли они нужной марке. Затем, при операционном контроле, смотрят, правильно ли их укладывают и уплотняют. А приёмочный контроль - это проверка готового продукта. На каждые три тысячи квадратных метров делают вырубку (керн).

Причём все исследования проводят в собственной лаборатории. Её приобрели в 2017 году. До этого момента дорожные испытания приходилось заказывать у сторонних фирм.

Также у каждой отремонтированной дороги есть гарантийные сроки. Причём на каждый слой – свой период. На верхний - 4 года, на нижний - 6 лет. После ремонта дороги проверяют весной и осенью. Отремонтированные в 2020 году участки осмотрят после того, как растает снег:

- Если видим дефект, то пишем предписание и сразу досудебную претензию. Если подрядчик в сроки не исполнит свои предписания, идём суд и взыскиваем штраф.

В прошлом году из-за того, что подрядчики исполнили гарантийные обязательства не вовремя, в бюджет города поступил 1 миллион рублей.

- В среднем чуть более 0,5% от всей площади были с дефектами. Этот показатель незначительный и устраняется в кротчайшие сроки подрядными организациями в рамках гарантии. Поэтому всегда неприятно слышать, когда говорят «растаял снег, растаял асфальт», - отметил Юрий Зарапин.

«Нас радует отсутствие плохих комментариев»

У тамбовчан регулярно возникает много вопросов к «Дирекции городских дорог». Однако за последнее время жалоб относительно качества дорог практически нет.

- В этом и прошлом годах к нам обращений по качеству ремонта вообще не поступало. То есть ни одной жалобы о том, что где-то сделали некачественное покрытие, - отметил Юрий Зарапин.

Бумажная переписка – это процесс долгий, поэтому в ведомстве решили стать более открытыми для людей. С 2018 года у Дирекции появилась собственная группа во «ВКонтакте». Здесь размещают оперативную информацию о всех ремонтных работах на дорогах. Специалисты рассказывают, что, где, как и в какие сроки благоустроят.

- У людей было много вопросов, но мало ответов. А как им всем ответить, сидя в кабинете? Поэтому приняли решение создать группу в соцсетях, - рассказал Юрий Зарапин.

Конечно, комментарии в группе встречаются разные, но специалисты ведомства отвечают практически на все (за исключением нецензурных). Дорожников радуют не положительные комментарии, а уже отсутствие плохих.

Как повлияла пандемия на дорожный ремонт?

Временные проблемы для дорожников наступили в марте.

- Первые две недели, когда ввели ограничения по коронавирусу, у нас реально были проблемы. Потому что ограничения ввели для всех, а спустя неделю вышло письмо Минтранса, которое поясняло, что на дорожников это не распространяется, - вспоминает Юрий Зарапин.

Подрядчики и сотрудники Дирекции вышли на работу. Однако возникли трудности со стройматериалами. Тамбовские дорожные организации закупают много материалов в Липецке, Воронеже, Москве, Ростове, Челябинске и т.д.

Добывающие предприятия снизили мощность, поэтому оперативность поставок снизилась. Карьеры и базы восстановили работу примерно через месяц

Дороги строят профессионалы

- У нас на сегодняшний день нет ни одного сотрудника, который бы не имел специального образования. То есть если ты куратор и следишь за контролем качества, то тебе обязательно иметь дорожное образование, - отметил Юрий Зарапин.

Большинство сотрудников Дирекции закончили специализированную кафедру ТГТУ. Юрий Зарапин один из первых её выпускников.

- Они все подкованные грамотные специалисты, на мой взгляд, с большой буквы. И из года в год они доказывают это - реализовывают программы и дороги строят качественно, - считает Юрий Зарапин.

О «черном списке» и подрядчиках

Если сравнивать 2017 и 2020 годы по количеству предписаний к подрядчикам, то их стало намного меньше.

Это связано с тем, что из года в год дороги ремонтируют практически одни и те же организации. Дорожники поняли, что делать плохо, – себе дороже. Лучше ремонтировать сразу качественно.

Во-первых, им не хочется делать работу два раза и платить штрафы. А во-вторых, за плохое выполнение работ они могут попасть в «черный список».

- Если фирма не выполняет условия контракта, то ФАС может включить её в список недобросовестных подрядчиков. Два года данная организация не сможет участвовать в торгах с госбюджетом, - отметил Юрий Зарапин.

Большинство подрядчиков, которые работают на дорогах Тамбова, местные. Может быть ещё и поэтому делать некачественно им не хочется.

Планы на 2021 год

- Со следующего года мы преимущественно переходим на второстепенные улицы, которые у нас очень сложно делать. В 2021 году будем ремонтировать Гастелло и много поперечных улиц, - отметил руководитель Дирекции.

В план включены улицы Михайлова, Маяковского, Подгорная (на участке от Мичуринской до Степной), Пирогова (от Пролетарской до Советской), Рабочая (от Пролетарской до Базарной и от Карла Маркса до Советской).

Ремонтировать второстепенные улицы в частном секторе сложнее, чем, например, Советскую. Здесь у многих собственников возникают споры с дорожниками. Люди простят не трогать кустарники и деревья (на городской территории), которые мешают работам. Были случаю, когда даже тротуары предлагали заузить.

- Учитывая, что в 2021 году большой объём ремонта планируется на второстепенных улицах, прошу жителей отнестись с пониманием к проводимым работам, - отметил Юрий Зарапин.

Тамбовчанам нужно приготовиться к тому, что часть дорог будет перекрыта полностью. Важно, чтобы жители проявили понимание и принимали активное участие при ремонте дорог.

Автор:Анна Беркетова