Лента новостей
Общество20 июня 2021, 15:03

«Мне не хватало дедовской любви». Тамбовчанин Игорь Щёлоков о поиске могил погибших в годы войны родных

Фото: из архива Игоря Щёлокова
Фото: из архива Игоря Щёлокова

...По мартовскому полю шёл немолодой мужчина. С каждым шагом он оставлял на земле по одной гвоздике. Ярко-алые цветы, покрывая зыбкий весенний снег, прокладывали незримую ниточку между поколениями. Из марта опалённого огнём войны 1943-го — в мирный, полвека спустя, 1993 год. От нашедшего покой в братской могиле на Тверской земле отца-красноармейца — к приехавшему с Тамбовщины сыну, а после — к внукам и правнукам...

Обелиск на опушке леса

Игорь Щёлоков, показывая фото с шествия «Бессмертного полка», поясняет: на снимке он с младшей дочерью Настей и портретами своих дедушек. Фёдор Иванович Пахомов и Павел Моисеевич Щёлоков погибли в роковом 43-м. Один под Тверью, второй — в Калужской области.

— Дед Фёдор, по маминой линии, был призван из Алтайского края. А папин отец, Павел Щёлоков, родом из Кирсановского района. Так совпало, что на фронт они попали с первых дней войны и погибли в один год, — рассказывает Игорь Щёлоков.

Сведения о последних приютах бойцов сохранили похоронки. Благодаря этим скорбным письмам в семье Щёлоковых знали, что оба деда погибли, а не числятся в списке пропавших без вести. Их дети всегда хотели найти захоронения отцов.

Игорь Щёлоков рассказывает: на могиле отца, сержанта Фёдора Пахомова, всегда хотел побывать его дядя, но так и не успел. Его волю исполнил племянник. В 1989 году он связался с Калужским областным военкоматом. В пожелтевшей от времени похоронке место захоронения было указано нечётко: то ли Акимовка, то ли Якимовка. В военкомате пояснили: в Кировском районе под Калугой есть деревня Якимово, где в 1943 году появилась братская могила.

В этом районе, у станции Шайковка, и сегодня расположен аэродром. В годы войны за него шли бои между советскими и немецкими войсками. Имеющий важное стратегическое значение, он удерживался немцами до августа 1943 года, пока не был отвоёван нашими соединениями.

— Я поехал в Якимово весной 89-го. Нашёл и братскую могилу, и имя деда на мраморной плите, — говорит Игорь Щёлоков.

На опушке леса обустроен мемориал. На площади больше 100 квадратных метров установлен обелиск, венчающийся пятиконечной звездой. Вокруг обелиска — три тумбы со скошенным верхом и мемориальными досками, на которых выбиты имена павших и захороненных здесь бойцов. Игорь Николаевич замечает: та первая поездка стала для него разведывательной. А позже на могилу деда он приезжал с сыном и своей мамой.

«Мне не хватало дедовской любви». Тамбовчанин Игорь Щёлоков о поиске могил погибших в годы войны родных

Погиб за день до освобождения

Поиски захоронения второго деда, Павла Щёлокова, привели Игоря Николаевича в Тверскую область. Здесь братская могила расположена близ посёлка Оленино. Эта территория до весны 1943 года была оккупирована немцами, а день освобождения — 4 марта — местные жители и сегодня чтят не меньше Дня Победы.

В братской могиле в Оленинском районе захоронены несколько сотен бойцов. К мемориалу приезжают люди со всей страны. В памятные даты, посвящённые событиям Великой Отечественной войны, здесь проводятся большие праздники.

— Дед погиб 3 марта — всего за один день до освобождения территории, — говорит Игорь Щёлоков. — В день 50-летия той освободительной битвы, в марте 1993 года, в Тверскую область приехал мой отец. Будучи уже немолодым, мой отец не мог не побывать на могиле своего отца. Он в семье был старшим ребёнком — когда деда призвали на фронт, ему было 10 лет. В областном тверском военкомате ему рассказали историю того сражения, показали территорию, где шли бои. Отец привёз с собой охапку гвоздик. Он шёл по полю и разбрасывал цветы вокруг: не зная, где именно остался навеки лежать его папа, усеял алыми цветами всё поле...

Рассказывая историю своей семьи, Игорь Николаевич поясняет: его родители познакомились на родине мамы, в Алтайском крае. Отец после окончания военной академии был направлен туда на службу. Сменив несколько гарнизонов по всей стране, Щёлоковы вернулись на историческую родину, обосновавшись в Тамбове.

— Для моих мамы и папы было очень важно успеть увидеть, где похоронены их отцы. Сейчас уже мы с детьми стараемся если не каждый год, то хотя бы раз в несколько лет приехать и в Тверскую область, и на Калужскую землю. Мы можем приехать на могилы наших бойцов, поклониться памяти, а сколько семей до сих пор не знают судьбу своих пропавших без вести в годы войны родных, — рассуждает Игорь Щёлоков.

В поиске важна любая мелочь

Как найти информацию о погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны родственниках? Отвечает Елена Валатина, председатель совета Тамбовского регионального отделения «Поискового движения России»:

— В сети Интернет есть ряд ресурсов для поиска. К примеру, сайты «Память народа» (18+), «Подвиг народа» (18+), обобщённый банк данных «Мемориал» (18+). Для поиска сведений о погибших в плену на территории Германии есть ресурсы объединения Саксонские мемориалы (18+). Большую работу ведёт Центр розыска и информации Российского Красного креста (18+). Своя база данных, размещённая в сети, есть у многих поисковых отрядов. Можно обратиться и в Центральный архив министерства обороны (18+) — но по предварительной записи, отправив заранее запрос.

«Мне не хватало дедовской любви». Тамбовчанин Игорь Щёлоков о поиске могил погибших в годы войны родных

Чем больше данных — тем выше вероятность удачного результата. Помимо имени и возраста бойца желательно знать, откуда и когда он был призван на фронт. Когда есть похоронка — можно установить место захоронения через военкомат. Если сохранились фронтовые письма — можно отследить судьбу солдата по номеру полевой почты. Но стоит понимать, что любой поиск — это кропотливая работа, в которой важна любая мелочь. Не всегда есть достоверные сведения о человеке — был утерян или не заполнен смертный медальон; были допущены ошибки при заполнении документов, не сохранились или оказались неверными данные о призыве.

— Помнить историю страны, знать судьбы своих родных фронтовиков — наша святая обязанность. Но, начиная поиск, работу с архивными документами и общедоступной информацией, нужно приготовиться к тому, что поиск сведений может занять не один месяц, — говорит Елена Валатина.

Игорю Щёлокову в этом смысле повезло — его родные знают, где покоятся их предки. А значит и незримая ниточка, проложенная ярко-алыми гвоздиками на боевом поле, навсегда соединит между собой поколения семьи.

— Мне очень не хватало дедов. У моих детей были дедушки, я сейчас много времени уделяю внукам. Отдаю двойной долг дедовской любви: и за себя, и за своих погибших на войне дедушек.

Автор:Юлия Новикова