Говорят, браки заключаются на небесах. А вот какое продолжение история получит дальше, зависит от обоих супругов, от их общего вклада в настоящее и, соответственно, в будущее. Увы, случается так, что пары расходятся. Расставание — это сложно. Порой одна из половинок не может смириться с ситуацией, начинает преследовать бывшую или бывшего, что становится для последних настоящей пыткой. Что делать, когда просьбы и разумные доводы уже не действуют; как закон может защитить от преследователя, РИА «ТОП68» рассказал исполнительный директор — руководитель Аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев.
За рубежом действует практика выдачи охранных ордеров. Они содержат конкретные запреты и предписания не приближаться одному человеку к другому. Охранные ордера применяют как к бывшим, так и настоящим супругам. Используются ордера и в других случаях.
— Помните диалог в самолёте из второй части «Крепкого орешка» (16+), когда Холли Маклейн объявляет, что ей по суду запрещено приближаться к надменному журналисту Ричарду Торнбергу ближе, чем на 50 метров. Это как раз тот случай, когда охранное предписание в действии.
В российском законодательстве на сегодня конкретной нормы, которая вводила бы подобные ограничения, нет. Тем не менее данные предписания возможны.
— Во-первых, в рамках Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве меры пресечения может быть избран запрет на общение с определёнными лицами, что само по себе подразумевает невозможность каких-либо контактов. Правда, это норма действует лишь в рамках расследования уголовного дела и судебного разбирательства по нему. Во-вторых, российская судебная практика знает случаи запрета на приближение ответчика к истцу и даже удовлетворения требований о прекращении преследования (решение Приволжского районного суда города Казани по делу № 2-4575/2017 от 4 августа 2017 г.). Не сложно догадаться, что в качестве истца в этом случае выступала женщина, а в качестве ответчика — мужчина. В принципе такое судебное средство защиты могут избрать как женщины, так и мужчины, если особа становится настолько назойливой, что начинает вызывать опасения. Были ли романтические отношения между ними или их не было — значения не имеет.
Очевидно, если преследователь вредит имуществу, угрожает жизни, здоровью, следует незамедлительно обращаться в полицию. А что делать, если прямого физического воздействия нет, но есть моральное давление, которое не даёт покоя? Управа на такого преследователя тоже есть.
— В этом случае я рекомендую не медлить и обратиться с заявлением в полицию. В некоторых случаях это действует отрезвляюще на таких горе-преследователей. Примечательно, что закон признаёт насилие не только физическое. Достаточно вспомнить, какие запреты сегодня законодательство содержит в отношении коллекторов, которым не только запрещено хоть косвенно, намеками угрожать должникам, но запрещено даже звонить в неположенное время. Поэтому в случае с психологическим давлением человек может себя защитить всё теми же способами — обратиться в суд или в полицию. Обратиться в полицию, очевидно, захочется, если у вас под окнами преследователь напишет «Либо ты, либо моя жизнь». Намеки на суицид лучше не оставлять незамеченными.