Лента новостей
Общество15 марта 2022, 18:10

Главное — без паники, или кто «растит» цены в наших магазинах

Главное — без паники, или кто «растит» цены в наших магазинах
Фото: Алексей Бучнев

В условиях экономики рыночной повышенный спрос приводит к росту цен. В экономике плановой — к отсутствию товаров. Сложно сказать, что лучше для не особо обеспеченного потребителя: гречка по двести рублей или её отсутствие на полке магазина. С уверенностью сказать можно одно: лучше для всех — обойтись без паники и ажиотажного спроса, при котором дорожают те товары, которые в обычные времена особенным вниманием покупателя не пользуются.

Иногда детский анекдот — назло мамке отморожу уши — становится реальностью. Когда вроде и нет причин паниковать, но суетиться надо, а то вдруг что. Хорошо в армии, когда гарантирован сухой паёк во время марш-броска. И какие бы мысли солдатика не одолевали, свой сухпай он получит вне зависимости, наступает войско или наоборот. Но если вокруг нас свободный рынок, то человек без погон может запаниковать. И когда среднестатистической семье хватает два кило сахара на месяц в спокойные времена, то и продавец в магазин, исходя из повседневного спроса, завозит соответствующее количество. Однако если наша семья узнаёт из совершенно достоверного источника, что сахара в продаже больше не будет, или будет он по цене редкоземельных металлов, то купит она в 10 раз больше необходимого. А девять других семей останутся в этот день без сахара. И будут готовы купить любое количество за любые деньги.

Пример, конечно, весьма упрощённый. Но тем не менее, примерно так панические слухи и работают. Был момент: продавцы за ноутбук, который вчера продавали за 100 тысяч, запросили 400. Ноутбук никто не купил, и цена вернулась к прежней. Однако с продуктами это работает, к сожалению, не всегда. Возможно потому, что покупатели ноутбуков меньше поддаются панике.

Смотрим статистику. Сейчас в магазинах торговых сетей наблюдается повышенный спрос на товары низшего ценового сегмента: сахар, соль, муку, крупы, макароны, масло подсолнечное. Объём спроса за прошедшую неделю повысился: соль, сахар — в четыре раза, гречка — и макароны — в два раза. Что случилось-то? Оголодали? Нет. Убоялись санкций? Возможно. Но эти товары — в большинстве своём российские, и урожай той же гречки был в прошлом году весьма неплох. Вот она, паника. Одна семья покупает, будто десять, как было сказано выше.

Как сообщает и. о. заместителя главы администрации Тамбовской области по промышленности и потребительскому рынку Наталия Макаревич, ситуация с продовольственными товарами на сегодняшний день хотя и сложная, однако далека от критической. «Организациям торговли поступают уведомления от дистрибьютеров, производителей об увеличении цен на все группы товаров. Рост отпускных цен на российскую продукцию, в том числе местного производства, производители объясняют несколькими факторами. В их числе увеличение стоимости сырья, повышение тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, рост цен на ингредиенты, горюче-смазочные материалы, упаковочные материалы и комплектующие детали для оборудования, поступающие по импорту, транспортные расходы. Тем не менее, в случае поступления информации о резком увеличении цен со стороны поставщиков сообщение незамедлительно поступает в Управление федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области для выяснения обоснованности инцидента», — подчёркивает Макаревич.

Власти без дела не сидят. За спрос, как говорится, не дают в нос, но продажу того же сахара ограничили не более, чем пять кило в одни руки. Просто чтобы покупатели не наступали на те же грабли, когда гречку, купленную в начале пандемии в невероятных объёмах, продавали потом через соцсети и по объявлениям с приличной скидкой.

Бороться надо, в первую очередь, с паникой. Россия — крупнейший мировой производитель продуктов питания, и опасность остаться без гречки и сахара россиянам не грозит. Сами выращиваем. Но от людей постоянно звучит вопрос: а что же власти? А власти предлагают разные варианты. И ограничить торговую наценку со стороны магазинов до пяти процентов, и разъяснять, что ажиотаж не нужен и глуп. Предлагают и довольно значительно упростить правила торговли — не возвращаясь, конечно, к «дикому рынку».

Как рассказал депутат Тамбовской областной Думы, председатель комитета по экономике Константин Черкасов, сегодня в регионе для снижения ажиотажного спроса на продовольственные товары первой необходимости, роста цен и удовлетворения покупательского спроса, а городах и районах области проводятся ярмарки. «Порядка 70% торговых мест на ярмарках — бесплатные. И на них сейчас на 10% увеличено количество местных товаропроизводителей. За счёт меньших затрат, связанных с реализацией продукции, цены на продовольственные товары на рынках и ярмарках на 5-10% ниже цен на аналогичные продукты в торговых предприятиях, за исключением крупных сетевых магазинов», — отметил депутат.

Так что главное в этой ситуации — не суетиться. Россия значительную часть мира кормит, а уж себя прокормить — и вовсе не проблема. Главное — без паники!

Автор:Виктор Григорьев