Лента новостей
Общество26 июня , 21:00

«Дороги без опасности»: тамбовский юрист рассказал о нюансах езды в такси

Кто виноват, если пассажир не пристегнулся? Можно ли провезти домашние животные и можно ли отказаться от поездки? На эти вопросы корреспондента РИА «ТОП68» ответила юрист правового общества «Барристер» Татьяна Матвеева.

Фото: Юлия Новикова

В рубрике «Дороги без опасности» редакция РИА «ТОП68» рассматривала в основном вопросы, связанные с собственным транспортным средством. Но какие права и обязанности возникают при пользовании услугами чужого автомобиля — такси? Кто виноват, если пассажир не пристегнулся? Можно ли провезти домашние животные и можно ли отказаться от поездки? На эти вопросы корреспондента РИА «ТОП68» ответила юрист правового общества «Барристер» Татьяна Матвеева.

Вопрос о ремне безопасности

Кто же несёт ответственность за не пристёгнутый ремень безопасности в такси? Юрист отвечает: и водитель, и пассажир. Однако, они нарушают разные статьи.

По постановлению правительства «О правилах дорожного движения», Водитель обязан при движении быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями.

— В случае нарушения данного правила наступает административная ответственность для водителя в соответствии со статьёй 12.6 КоАП РФ:
«Управление транспортным средством водителем, не пристёгнутым ремнём безопасности, перевозка пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастёгнутых мотошлемах». Это влечёт наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей, — рассказала Татьяна Матвеева.

Однако и пассажир тоже несёт ответственность — но по другой статье. Речь идёт о пункте 1 статьи 12.29 КоАП РФ «Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения». Это влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Если не понравился водитель такси

Бывают случаи, когда пассажиру может по каким-то причинам не понравиться водитель. Здесь ситуация переходит в сферу отношений «потребитель — исполнитель».

— Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора перевозки (фрахтования), заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика, — рассказала Татьяна Матвеева.

Договор фрахтования является разновидностью договора оказания услуг, поэтому правоотношения в этой области регулируются законом о защите прав потребителей (закон № 2300-1). Исполнитель, то есть фрахтовщик, обязан оказать услугу в надлежащие сроки и надлежащего качества.

— Если в договоре фрахтования нет пункта о качестве оказываемых услуг, перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода, — подчеркнула юрист.

Пассажир, которого не устроило качество перевозки, вправе предъявить требования в соответствии со статьей 29 закона о защите прав потребителей. Он может потребовать (по своему выбору):

  • устранения недостатков услуги в процессе поездки;
  • уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
  • возмещения расходов, понесённых в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Пассажир, который не удовлетворен качеством услуг перевозчика, имеет право пожаловаться руководству компании, а также представителю контролирующих транспортную фирму органов. Жалоба на такси составляется в свободной форме в стиле делового письма. Срок ответа на обращение напрямую зависит от того, куда оно подаётся, но не может превышать 30 дней.

— Таким образом, если вам была подана не та машина такси, которая была указана при принятии заказа, или поданный автомобиль находится в ненадлежащем техническом состоянии или подан грязным, или машина приехала не по тому адресу, или водитель ведёт себя грубо и предлагает вам выйти до завершения поездки, то это означает, что служба такси оказывает услуги ненадлежащего качества и таким образом нарушает закон о защите прав потребителей. В этом случае вы имеете право на возврат стоимости поездки, — рассказала юрист.

Кошачий вопрос

А что делать, если пассажир перевозит любимого кота или другое домашнее животное и воспользовался услугами такси? Такие вопросы регламентируются постановлением правительства России «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

— Согласно указанному нормативно-правовому документу допускается транспортировка собак в такси, если на животное надет намордник, и оно располагается на непромокаемой подстилке. Более мелких представителей фауны (кошки, грызуны, птицы) можно перевозить в специальных клетках или сумках-переносках с глухим дном, — отметила юрист.

При этом важно, чтобы действия пассажира не отвлекали водителя от управления транспортным средством и не смогли спровоцировать аварийную ситуацию.

Автор:Сергей Мосев