В конце февраля в соцсети и СМИ попали кадры, как в московском ТЦ произошла массовая драка с участием подростков. После этого несовершеннолетние выясняли отношения ещё в двух столичных центрах, а затем — в Санкт-Петербурге, Казани, Курске, Кургане, Нижнем Новгороде и других городах. В них участвовали участники сообщества «ЧВК Рёдан».
Стало известно, что это интернет-сообщество подростков — любителей аниме 14–16 лет с явными признаками субкультуры (балахоны с изображением отдельного персонажа, клетчатые штаны, длинные волосы). О том, почему подростки вступают в такие группы, почему они объединяются в сообщества и в чём причина агрессивности людей, не достигших 18 лет, корреспонденту РИА «ТОП68» рассказала тамбовский психолог, кандидат психологических наук Елена Дьячкова
О субкультурах
Специалист отмечает, что причиной вступления в социальные группы могут стать:
- инфантилизм социального развития;
- стремление к самопрезентации;
- занятие значимого положения в группе сверстников.
Это, в свою очередь, создаёт для подростка ситуацию необходимости в самоутверждении агрессивным путём — как наиболее простым и единственно доступным.
— Кроме субкультур как социально благоприятной среды для развёртывания агрессивных проявлений личности, в социальном аспекте мощным фактором воздействия на личность старшего подростка выступает виртуальная социальная среда. Общеизвестным является факт негативного влияния на личность компьютерных иrp агрессивного содержания, доступность интернет-сайтов сомнительного свойства, — отметила Елена Дьячкова.
Почему подростки собираются в группы
Как отмечает специалист, это связано с одной из поведенческих реакций, свойственных такому возрасту — реакцией группирования со сверстниками.
— Дело в том, что подростковому возрасту свойственны определённые общие качества — психологические особенности, поведенческие модели — подростковые поведенческие реакции, которые возникают как результат воздействия среды, прежде всего, ближайшего социального окружения, — рассказала Елена Дьячкова.
В целом, к таким подростковым поведенческим реакциям относятся:
- реакция эмансипации (стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения);
- реакция группирования со сверстниками;
- реакция увлечения («хобби-реакция», ведь для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую черту, имеющую эмоциональную окраску);
- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
— Подросткам свойственно почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. Вероятно, это проявляет потребность в «нерегламентированном общении» со сверстниками, потому что общение такого рода со взрослыми его заменить не может, — подчеркнула специалист.
Эти поведенческие модели и становятся причиной подростковой агрессии.
Подростковая агрессия
— В научно-психологическом толковании агрессивность и агрессию принято разграничивать. Агрессия — неоднозначный феномен, который может отражать и позитивный аспект, ведь агрессивные импульсы позволяют нам выжить, преодолевать препятствия и достигать целей, но чаще говоря про агрессию мы представляем деструктивное поведение. Агрессивность же выступает как личностная особенность, устойчивая черта индивида, — подчеркнула Елена Дьячкова.
По её словам, истоки агрессивности могут находиться в трёх плоскостях функционирования личности:
- биологической — обусловленность темпераментом, функциональными нарушениями центральной нервной системы, генетическими особенностями;
- социальной — обусловленность социальными факторами — неблагоприятная социальная ситуация развития, материально-бытовые трудности в семье, отрицательный пример во внешнем окружении;
- психологической — обусловленность характерологическими чертами личности.
— В качестве личностных факторов, которые провоцируют рост уровня агрессивности, выделяют: повышенную раздражительность, эмоциональную реактивность, высокий уровень депрессивности и тревожности, неадекватную самооценку, антисоциальную направленность личности, деструктивные особенности мотивационной сферы, низкий уровень развития интеллекта, склонность приписывать окружающим агрессивные намерения и так далее, — отметила специалист.
Как взрослому себя вести с агрессивными подростками
Елена Дьячкова отмечает, что взрослому важно оставаться взрослым: нейтральным, спокойным, с холодным либо доброжелательным тоном голоса. А вот пытаться научить или запретить вызовет лишь ответную реакцию.
— Как только возникает желание «поставить на место подростка», значит вы ушли из позиции взрослого, скорее всего, в позицию критикующего родителя. Это эго-состояние подразумевает: «Я знаю правила, вы должны делать так или не делать так». А это в свою очередь вызовет бунтарство. Подросток будет защищаться и мстить, что подразумевает: «Я хочу делать так, как я хочу. Я хочу быть правым», — рассказала Елена Дьячкова.