Ольга Селиванова, сотрудник экспертно-криминалистического центра областного УМВД России, по долгу службы каждый день сталкивается с самыми запутанными и необыкновенными жизненными коллизиями, а иногда и с ситуациями, которые смело можно называть «мексиканскими страстями». Однажды Ольга проводила полиграфологические исследования бывших супругов, пытаясь выяснить, на чьей стороне правда: женщина утверждала, что бывший муж, во время очередного выяснения отношений, применил грубую физическую силу и должен быть наказан за это. Мужчина категорически настаивал, что ничего подобного не было. О работе эксперта написали на сайте газеты «Тамбовская жизнь».
— Женщина написала заявление, что бывший муж удерживал её в машине, нанёс телесные повреждения, мужчина всё отрицал… Я поработала с ними и поняла, что они всё ещё испытывают друг к другу тёплые чувства. Прощаясь, я им посоветовала помириться… Почему у них такие отношения? Ревность, желание привлечь внимание, вернуть человека. Наверное, дело в этом, — рассказала Ольга Селиванова.
Исследования полиграфолога базируются на фиксировании физических реакций человека на задаваемые вопросы, собственные ответы и воспоминания.
— У нас есть центральная нервная система и вегетативная. Центральной мы можем управлять, а вегетативной — нет, она работает без участия нашего сознания. Если мы краснеем, то мы не можем на это повлиять. Когда человек говорит неправду, то вегетативная система включает защиту от лжи, организм сопротивляется неправде, внутри нас происходит стресс, и полиграф фиксирует изменения дыхательной, сердечно-сосудистой систем, фиксируется кожно-гальваническая реакция, то есть потоотделение, — пояснила Ольга.
Чаще всего эту методику применяют в рамках тяжёлых уголовных разбирательств. В практике Ольги Селивановой — исследование сна подозреваемого в убийстве, как единственного возможного варианта для прояснения ситуации. Сложность заключалась в том, что работать пришлось с человеком с алкогольной зависимостью. Любое психоактивное вещество, регулярно употребляемое, разрушает нервную систему, а это значит, что никаких «говорящих» реакций от такого человека можно и не добиться. Ольге пришлось работать со свидетелями по уголовному делу о пропавшей без вести молодой женщине. Мужчины, свидетели, все сильно пьющие. И время прошло довольно много — сорок дней с момента исчезновения человека.
— Вижу на полиграфе нитевидную реакцию, что этот мужчина видел пропавшую женщину мёртвой, и ни одной реакции на вопросы, наносил ли он ей удар, видел ли, как кто-то убивал эту женщину… Странно. Версия свидетелей была в том, что она собралась и ушла в неизвестном направлении, и её больше никто не видел, — рассказала эксперт.
В итоге следственной работы картина произошедшего прояснилась. К мужчине в гости пришла его знакомая. Они выпили достаточно много спиртного и уснули. Когда мужчина проснулся, то увидел свою компаньонку, лежащей на полу мёртвой. То, как он её ударил, он совершенно не помнил. На самом деле он ударил женщину по голове глиняным бокалом, в результате удара которым она скончалась. Но мужчина не осознавал, что убивал человека. Всё это время ему казалось, что он отбивается от монстров. «Кошмары» пришли к подозреваемому во сне.
До знакомства с азами психологии Ольга Селиванова относилась к возможностям полиграфа скептически. Знакомство с этой наукой началось с наступлением у старшего сына переходного возраста. Женщина увлеклась детской психологией, чтобы лучше понимать своего ребёнка. Дальше — больше. Заинтересовалась выстраиванием взаимоотношений между людьми, семейной психологией. Решила заниматься этой темой профессионально. К имеющемуся первоначальному медицинскому образованию вскоре добавилось второе — психологическое. После окончания вуза Ольгу в качестве психолога пригласили на работу в УМВД России по Тамбовской области в экспертно-криминалистический центр, где развивалось новое направление — психофизиологическое исследование с помощью полиграфа. В Москве она прошла специальную подготовку, освоила методики работы на полиграфе и с тех пор искренне увлечена своим делом. К каждому случаю подходит внимательно — продумывает вопросы индивидуально для каждой ситуации, заранее изучив все её детали, применяет специально разработанные методики для работы по половым преступлениям, тщательно избегает травмировать психику обследуемого.
С такой же любовью к делу подходит к своей работе и фуд-флорист из Кирсанова Наталья Лиманская. В течение трёх последних лет Наталья увлечена собиранием подарочных букетов из продуктов: сладостей, сухофруктов, орехов, колбас, мясных изделий, рыбы, овощей и ягоды. Составляя композиции, мастер учитывает не только гастрономические предпочтения получателя, но и его увлечения и возраст. О мастере рассказали на сайте «Кирсановской газеты».