На днях тамбовскую общественность всколыхнул инцидент с участием трех подростков: молодые люди устроили ночную фотосессию на Полынковском кладбище и опубликовали ее в сети. В кадре позировали с крестами и могилами. Общественный резонанс по-видимому заставил хулиганов переосмыслить свой поступок — студенты спешно записали видеоролик с публичными извинениями и занялись облагораживанием могил погибших на СВО земляков, пообещав теперь еще долго заниматься этой работой. Виновники случившегося — студенты колледжа при ТГТУ, несовершеннолетние.
Мнения тамбовчан в сети разделились: кто-то в глазах хулиганов раскаяния не увидел и требует для них большего наказания, чем «самобичевание» в сети; кто-то же, наоборот, надеется, что активное порицание со стороны сотен людей заставит подростков действительно переосмыслить свои действия, если до этого они в своем поступке ничего предосудительного не видели.
Клинический психолог, гештальт терапевт, травма терапевт и тренер Международной академии гештальта Татьяна Щеглова пояснила, откуда вообще у подростков рождается тяга к «прогулкам» по кладбищу. Специалист отмечает, что именно в подростковом возрасте человек особенно интересуется вопросами жизни и смерти, именно в этот период происходит переход мышления от детского (так называемого магического мышления) к взрослому мышлению. Но далеко не все подростки оказываются ночью на кладбище.
— Подростки, которые уходят в подобные субкультуры, любят посещать кладбища, интересуются темой смерти, не удовлетворены своей реальностью. Скорее всего, в семье есть большое недопонимание. И это происходит либо от того, что родители на ребенка слишком сильно давят, предъявляют большое количество требований, игнорируют эмоции, либо со стороны родителей, наоборот, полное отсутствие контроля, рамок. Если слишком сильный контроль, подросток может таким образом искать острых ощущений. Если ситуация обратная — контроля нет, моральные границы ребенка расшатаны, таким образом дети могут самовыражаться, ловить славу. В любом случае, это свидетельствует о проблемах в семье, о том, что ребенок не в контакте с родителями, — пояснила Татьяна Щеглова.
Психолог отметила, что если это единичный случай, после беседы о котором подросток пересматривает свое поведение, то это говорит лишь о том, что в жизни ребенка не все благополучно. Если это происходит систематически, наказания, разговоры не помогают, подросток по-прежнему видит для себя только такую форму самовыражения, то это уже повод обратиться за помощью к специалистам.