Лента новостей
Общество8 июля , 17:03

Как играли свадьбы в Тамбовской губернии: «От сватовства до первой брачной ночи»

Тамбовская свадьба — это не просто праздник, а сложный обряд перехода в новую жизнь, где каждое действие имело глубокий смысл.

Как играли свадьбы в Тамбовской губернии: «От сватовства до первой брачной ночи»
Фото: Дарья Долгова

Оказывается, свадебные традиции, которые мы можем увидеть и сейчас, имеют глубокие корни и в том или ином виде сохранились с древнейших времён. Если мы говорим о традиционной свадьбе, то надо понимать, что речь идёт о свадьбе в крестьянской среде. Так как изначально на Руси люди в основном занимались земледелием. И именно крестьянская община хранила традиции особенно долго. Чуть ли не до 50-х годов прошлого века.

Как рассказала РИА «ТОП68» Александра Кальницкая, много лет руководившая Фольклорным центром ТГУ имени Державина, свадебный обряд всегда был обрядом регистрации брака — священного союза в народной среде. Затем в этот обряд включилась церковь.

— Судьба человека в народной среде всегда мыслилась как семейное бытие, — рассказала Александра Кальницкая. — Не было другого представления. Весь первоначальный опыт человека складывался в семье. Дети рано начинали участвовать во всех делах и таким образом получали практические навыки. Поэтому семья была и главной ячейкой социализации человека, и отдельной экономической единицей. Надо отметить, что коренным семейным понятием был род.

— Вернёмся к обычаям и обрядам. Какие они были и зачем?

— Раз семья — это священный союз, то он должен быть соответствующим образом обставлен обрядами, которые имеют сакральное значение. Свадебный обряд состоит из элементов, освещающих брак, создающих определённые духовные предпосылки для благополучной жизни, для понимания, для того, для чего создаётся этот союз. Чтобы начало семьи было некой очень серьезной, важной точкой, связанной с осмыслением того, что ожидает человека на всю последующую жизнь. Народные обряды и христианский обряд венчания соединились для решения одной общей задачи — задачи создания семьи, её благословения и сакрализации. Весь свадебно-обрядовый комплекс делится на три большие части. Первая часть — это сватовство, которое длится буквально до того дня, когда молодые уезжают венчаться. Вторая часть — это соединение жениха и невесты и момент создания новой семьи. В народном обряде этот момент —  свадебный пир, а в церковном — венчание. И третья часть — это послесвадебные обычаи.

Как играли свадьбы в Тамбовской губернии: «От сватовства до первой брачной ночи»
Фото: vk.com/oldtmb

— Давайте начнём с первой части. Как начиналась подготовка к свадьбе в тамбовских деревнях?

— Как правило, новая семья создавалась по инициативе родителей. Именно они планировали её создание, искали пару для жениха или невесты. В основе создания семьи, как правило, лежал хозяйственно-экономический интерес. Создавалось новое хозяйство, новая экономическая ячейка, которая должна была быть жизнеспособной, благополучной и, можно сказать, — «прибыльной». Поэтому обычно родители искали жениха или невесту, потом окольными путями договаривались о свадьбе. Но это не значит, что юноши или девушки не имели своего голоса. С ними тоже были предварительные разговоры, назывались те или иные кандидаты. Родители узнавали, как их ребёнок к ним относится, и учитывали его мнение.

Затем родители жениха засылали сватов — часто это были крестные или уважаемые односельчане. Переговоры велись иносказательно: «У нас купец — у вас товар», «Ищем куницу, не забежала ли в ваш дом?». Если сторона невесты соглашалась, следовало рукобитие — отцы семейств били по рукам через полу кафтана, скрепляя договор. В качестве сватов изначально выступали мужчины, хотя были и женщины, а позже были только женщины. Существовал целый институт «профессиональных свах», которым доверяли и платили, как сегодняшним брачным агентствам. Сваты или свахи занимались настоящей «дипломатической», иносказательной работой. И им надо было соблюдать именно такую стилистику, такую манеру. Когда эти иносказательные метафорические подходы были выполнены, тогда отец жениха говорил: «Наш молодец хотел бы посмотреть и вашу дочь, красавицу-девицу». И назначались смотрины.

Как играли свадьбы в Тамбовской губернии: «От сватовства до первой брачной ночи»
Фото: Вадим Панов

— Как они проходили?

— Невесту выводили к гостям в скромной, но опрятной одежде. Невесту тоже спрашивали, нравится ли жених, как она к нему относится. Говорили: «Не за отца отдаём, а за молодца, не нам жить, а ей, пусть она сама решает». Спрашивали и жениха, говоря: «Женись не для тещи, не выдавай для свёкра». Когда договор был заключен и произошло рукобитие, мать невесты выносила пирог. Сват переламывал этот пирог и по куску давал всем участникам сватовства. Вот когда произошло рукобитие и преломление пирога, то вопрос считался решённым.

— И назначали свадьбу?

— Да, а перед венчанием проводили «пропой» (помолвку) — скромное застолье с роднёй. На этом застолье молодые официально объявляются женихом и невестой. С этого момента в селе уже все знают, что девка просватана, и никто «глаз положить» на неё уже не может. А девица совершенно по-другому начинала себя вести. Она уже не может быть свободной, ходить по гостям и по подругам. Её поведение должно быть более спокойное, скромное, более закрытое и тихое. Ещё один важный обряд — посещение родителями невесты или её родственниками дома жениха. Это называлось смотринами хозяйства. Хорошее ли, в порядке ли оно. Ведь дальнейшая жизнь невесты зависела от достатка жениха, от того, как живет его семья. Невеста вступала в эту семейную общину своего мужа. И у неё должны были быть какие-то гарантии благополучия.

Как играли свадьбы в Тамбовской губернии: «От сватовства до первой брачной ночи»
Фото: vk.com/nmctambov

— Ныне популярные мальчишники и девичники бывали?

— Да, но без современных веселий. У невесты был обряд прощания с девичеством: подруги расплетали невесте одну косу и заплетали две — символ замужества. Пели грустные песни, например, о косе: «Коса моя косонька, русская коса». Невеста на девичнике должна была, даже если она выходила замуж по любви, поплакать. Но тамбовские плачи были очень условные. В отличие от северных губерний, например, Архангельский, Костромской, Ярославской, Вологодский, где невеста должна была рыдать и кричать до потери голоса.

Жених же отправлял невесте гостинец — пряники или ленты. Мальчишников в нынешнем виде не существовало. Жениха семья собирала, делала последние приготовления и советы. Кстати, перед венчанием невеста должна была передать жениху собственноручно сшитую рубаху, чтобы он в ней венчался. После девичника, накануне свадьбы и венчания к невесте приезжал поезд — жених, дружка, то есть руководитель свадебного пира. Могли приехать и родители, чтобы забирать приданое. В Тамбовской губернии это называлось приехать за постелью. Это был целый обряд — перебирали все вещи, рассматривали, какая у неё в приданом одежда, сколько у неё рушников, какие у неё сорочки, головные уборы. Смотрели постель, подушки, насколько они пухлые, плотные, какое одеяло — лоскутное ли, пуховое ли. И после свадьбы жена приезжала в дом мужа, где все её вещи уже были расставлены и готовы.

— А что происходило в день свадьбы?

Утром за невестой отправляли свадебный поезд — украшенные повозки с бубенцами. Чем больше был этот поезд, тем считалась свадьба богаче, интереснее. Значит, жизнь будет хорошая и богатая. Кто участвовал в этом поезде? Все родственники, весь род приезжал, плюс — почетные гости. На переднем возке всегда сидел жених с дружкой, с ним — посаженные родители, потому что на венчании родные родители не присутствовали. Посаженными или назначенными родителями как правило, были крестные отец и мать. Был и свадебный генерал — главный почётный гость. Как правило, это был главный человек в селе или боярин. И весь этот огромный поезд, украшенный бубенцами, колокольчиками, лентами с гармонистом ехал за невестой. В доме невесты жених «выкупал» её у родни. Вели обряд купли-продажи очень талантливые люди, которые могли говорить, шутить, сыпать прибаутками, скороговорками. Они говорили: «Мы приехали за своим товаром, дайте нам ряженое наше, просватанное, наше добро, которое нам теперь принадлежит». А жених или дружка давали купцам небольшую сумму денег, которую те отдавали родителям невесты. Тут же был обряд «узнавания невесты». Жених должен был найти её среди закрытых платками подруг. Иногда женихи не узнавали свою невесту, но вину за это нес дружка жениха. Затем молодых сводили — прикладывали лбами друг к другу, соединяли их руки и обводили вокруг стола с иконами, а потом сажали на вывернутую шубу — древний символ благополучия. И ехали в церковь на венчание.

 

Как играли свадьбы в Тамбовской губернии: «От сватовства до первой брачной ночи»
Фото: Вадим Панов

—  Что было на свадебном пиру?

— Все начиналось со свадебной каши и каравая, который молодые должны были попробовать. А главным блюдом была запечённая голова поросёнка. Гостей величали песнями. Пелось огромное количество свадебных песен. Величание жениха, величание невесты, величание им вместе, величание родителям, величание братьям, сестрам, подругам. При этом петь их могли какие-то специально нанятые певцы. Иногда невесту испытывали: заставляли бить горшки (символ первой брачной ночи) и подметать монеты — проверка хозяйственности. В конце свадебного пира жениха и невесту еще раз благословляли и отводили в специальную украшенную для первой брачной ночи комнату. 

—  Как менялась жизнь невесты после свадьбы?

—  Из «девки» она сразу становилась «бабой-молодухой» — самой младшей в семье мужа. Её статус был низким: первые годы она выполняла самую тяжёлую работу, пока не заслуживала доверия. Но традиция предписывала помогать молодой. Вскоре все привыкали друг к другу и все помогали друг другу как могли. Что касается послесвадебных обрядов, то была неделя, когда жениха и невесту все родственники приглашали в гости. И они по очереди ко всем ходили. Молодым на праздники оказывали всевозможные почести. Было чествование молодых на пасхальные недели, на масленичную неделю, когда устраивали тёщины вечеринки и золовкины посиделки. В целом, можно сказать, что многие традиции, хоть и трансформировались, но сохранились и по сей день.

Автор:Юрий Григорьев