— Ныне популярные мальчишники и девичники бывали?
— Да, но без современных веселий. У невесты был обряд прощания с девичеством: подруги расплетали невесте одну косу и заплетали две — символ замужества. Пели грустные песни, например, о косе: «Коса моя косонька, русская коса». Невеста на девичнике должна была, даже если она выходила замуж по любви, поплакать. Но тамбовские плачи были очень условные. В отличие от северных губерний, например, Архангельский, Костромской, Ярославской, Вологодский, где невеста должна была рыдать и кричать до потери голоса.
Жених же отправлял невесте гостинец — пряники или ленты. Мальчишников в нынешнем виде не существовало. Жениха семья собирала, делала последние приготовления и советы. Кстати, перед венчанием невеста должна была передать жениху собственноручно сшитую рубаху, чтобы он в ней венчался. После девичника, накануне свадьбы и венчания к невесте приезжал поезд — жених, дружка, то есть руководитель свадебного пира. Могли приехать и родители, чтобы забирать приданое. В Тамбовской губернии это называлось приехать за постелью. Это был целый обряд — перебирали все вещи, рассматривали, какая у неё в приданом одежда, сколько у неё рушников, какие у неё сорочки, головные уборы. Смотрели постель, подушки, насколько они пухлые, плотные, какое одеяло — лоскутное ли, пуховое ли. И после свадьбы жена приезжала в дом мужа, где все её вещи уже были расставлены и готовы.
— А что происходило в день свадьбы?
Утром за невестой отправляли свадебный поезд — украшенные повозки с бубенцами. Чем больше был этот поезд, тем считалась свадьба богаче, интереснее. Значит, жизнь будет хорошая и богатая. Кто участвовал в этом поезде? Все родственники, весь род приезжал, плюс — почетные гости. На переднем возке всегда сидел жених с дружкой, с ним — посаженные родители, потому что на венчании родные родители не присутствовали. Посаженными или назначенными родителями как правило, были крестные отец и мать. Был и свадебный генерал — главный почётный гость. Как правило, это был главный человек в селе или боярин. И весь этот огромный поезд, украшенный бубенцами, колокольчиками, лентами с гармонистом ехал за невестой. В доме невесты жених «выкупал» её у родни. Вели обряд купли-продажи очень талантливые люди, которые могли говорить, шутить, сыпать прибаутками, скороговорками. Они говорили: «Мы приехали за своим товаром, дайте нам ряженое наше, просватанное, наше добро, которое нам теперь принадлежит». А жених или дружка давали купцам небольшую сумму денег, которую те отдавали родителям невесты. Тут же был обряд «узнавания невесты». Жених должен был найти её среди закрытых платками подруг. Иногда женихи не узнавали свою невесту, но вину за это нес дружка жениха. Затем молодых сводили — прикладывали лбами друг к другу, соединяли их руки и обводили вокруг стола с иконами, а потом сажали на вывернутую шубу — древний символ благополучия. И ехали в церковь на венчание.