Логично задаться вопросом: почему школьники больше не делают поделки самостоятельно, а родители перестали приходить на помощь своим детям, к примеру, в сборе тех же еловых шишек? Скорее всего, ответ кроется в катастрофической нехватке времени у работающих родителей, которые все усилия прикладывают, чтобы обеспечить, в первую очередь, финансовую безопасность свои детей. Но есть и другой ответ на этот вопрос. Как выяснила «Вечерняя Москва» при опросе родителей младшеклассников, это еще и соревновательный момент. В классе часто выбирают лучшую поделку, которая потом соревнуется с поделками учеников из параллельных классов, а потом и других школ. Всем хочется быть первыми, а когда у одноклассников красивые работы, сделанные умелыми руками взрослых людей, хочется, чтобы и у твоего малыша поделка «не подкачала».
Вот так за таким обыкновенным, но, кажется, уже нездоровым желанием быть лучшим пропадает самое важное — умение детей создавать что-то своими руками, развитие творческого мышления у ребенка, мелкой моторики и возможность посидеть уютным вечером с мамой и папой за поделкой.
— Проблема заключается, по сути, в бессмысленности происходящего, — комментирует ситуацию «Вечерней Москве» психолог частной практики Антон Кузнецов. — Смотрите, что получается: взрослые люди прилагают массу усилий, тратят время, деньги, силы ради какой-то формальности. Ведь задача школы с помощью тех же поделок чему-то научить ребенка, дать ему какие-то навыки. Но какие навыки он получает в данной ситуации, чему учится? Разве что обманывать, выдавая чужую поделку за свою… Да и учителя не могут не видеть отличие поделки, созданной руками взрослого человека, от той, которую ребенок смастерил сам. И еще. Многие родители вовсе не богатые бездельники. Деньги им с неба не падают. Но чтобы ребенок не чувствовал себя неудачником, родителям приходится идти на бессмысленные траты.
Чтобы пресечь эту тенденцию, психологи предлагают прекратить оценивать творческие работы младшеклассников и детсадовцев по привычной пятибалльной шкале. Нужно ввести систему «зачет-незачет» просто за наличие поделки и старание ее выполнить. Ведь кто-то из детей более талантлив в прикладном искусстве, кто-то менее, но абсолютно все должны хотя бы попробовать научиться мастерить что-то своими руками.