Лента новостей
Общество21 ноября , 18:02

Эксперты об индексации стоимости проезда: Действующий тариф значительно ниже экономически обоснованного

Разработка транспортной стратегии, приобретение новых автобусов и диверсификация тарифной политики могли бы стабилизировать ситуацию.

Эксперты об индексации стоимости проезда: Действующий тариф значительно ниже экономически обоснованного
Фото: Алексей Бучнев

Индексация тарифов на пассажирский транспорт с 1 декабря для многих тамбовчан не стала оглушительной новостью. Жители областного центра, например, потихонечку привыкли к тому, что ждать автобуса вечером приходится довольно долго. Собирать одиноких пассажиров на пустынных остановках — не выгодно. Траты на бензин больше, чем сборы от пассажиров.

Очевидно, что «грибная система», когда прибыль перевозчика зависит от количества «собранных» пассажиров, перестала себя оправдывать в плане качества обслуживания населения. При этом объём льготников, оплачивающих проезд «живыми» деньгами за полцены, составляет до 40% пассажиропотока. Есть ли варианты улучшить такую систему, обеспечивая экономическую эффективность перевозок?

Общественные эксперты, долгое время наблюдавшие за состоянием в пассажирском транспорте, говорят, что варианты есть, но их надо просчитывать. При этом индексация тарифа — это просто неизбежность, вызванная подорожанием «расходников». Пока ещё действующий тариф (27 и 29 рублей) значительно ниже экономически обоснованного. И такая ситуация продолжается в течение многих лет.

Как известно, сейчас в Тамбове пассажирские перевозки осуществляются муниципальным и коммерческими перевозчиками. «Муниципалы» забирают себе примерно четверть от общего объёма перевозок. МУП «Тамбовгортранс» при этом находится в более выгодной ситуации. Предприятие получает новые автобусы по различным льготным программам, ранее получало субсидии на троллейбусные перевозки при том, что троллейбусов оставалось несколько штук.

Коммерческие перевозчики, которые фактически не имеют такой поддержки, выкручиваются, как могут. Отсюда возникают сложности, испытываемые коммерческим транспортом с обновлением подвижного состава и текучкой кадров.

Если бы у Тамбова были бюджетные возможности, то город мог бы субсидировать расходы на пассажирские перевозки «коммерсантам», отказавшись от «грибной системы» и строго контролируя при этом график движения. Но средств нет.

Как отмечают эксперты, можно было бы значительно повысить тарифы для населения, обеспечив экономическую эффективность, но и у этой палки, как водится, два конца. Высокие цены никому не понравятся, а многие попросту откажутся от поездок в общественном транспорте.

Таким образом, простых решений проблемы обеспечения экономической эффективности транспортников, а следовательно и зарплат в отрасли, обновления транспорта, пока не просматривается.

Эксперты об индексации стоимости проезда: Действующий тариф значительно ниже экономически обоснованного
Фото: Алексей Бучнев

По мнению экспертов, варианты есть. Самая очевидная — наращивание «муниципальной» доли в пассажирских перевозках. Недавно Тамбовская область получила подарок от столицы в виде двух десятков пассажирских автобусов, которые могут снять остроту проблемы с наличием муниципального транспорта. При этом остаётся кадровая проблема — нехватка водителей, решить которую можно лишь путём повышения зарплаты.

Есть и другие возможности частичного решения транспортной проблемы. Например, введение пересадочных тарифов и совершенствование на их основе маршрутной сети. О чём идёт речь? Больше объем, меньше цена. Этот принцип применяется и в пассажирских перевозках. Речь идёт о том, что поездки для тех, кто добирается с пересадкой, могут быть если не бесплатными, как в Москве, например, то значительно дешевле цены двух билетов. Под такой тариф можно пересмотреть маршрутную сеть. Не стремиться соединить все точки на окраинах друг с другом, потому что это и сложно, и может быть невыгодно перевозчикам, а сделать радиальную схему маршрутов с удобными пересадками в центре города, каждый из которых будет прибыльным.

Эксперты предлагают введение брутто-контрактов (договоров с перевозчиками, в основе которых лежит обязанность строго соблюдать график движения, а не стремление перевезти как можно больше пассажиров). А также переход на заключение долгосрочных контрактов на пассажирские перевозки с транспортными предприятиями на срок не менее 5 лет, что позволит коммерческим перевозчикам приобретать автобусы в лизинг.

Есть и ещё одна мера, которая, возможно, позволит решить проблему отсутствия ночных автобусов — введение дневных и вечерних тарифов. Когда поездка вечером будет стоить дороже, чем в дневное время, когда пассажиропоток гораздо больше.

Возможен и переход на нерегулируемые тарифы на каких-то экономически невыгодных маршрутах. Но такие меры требуют тщательного анализа и общественного обсуждения.

Автор:Юрий Григорьев