Индексация тарифов на пассажирский транспорт с 1 декабря для многих тамбовчан не стала оглушительной новостью. Жители областного центра, например, потихонечку привыкли к тому, что ждать автобуса вечером приходится довольно долго. Собирать одиноких пассажиров на пустынных остановках — не выгодно. Траты на бензин больше, чем сборы от пассажиров.
Очевидно, что «грибная система», когда прибыль перевозчика зависит от количества «собранных» пассажиров, перестала себя оправдывать в плане качества обслуживания населения. При этом объём льготников, оплачивающих проезд «живыми» деньгами за полцены, составляет до 40% пассажиропотока. Есть ли варианты улучшить такую систему, обеспечивая экономическую эффективность перевозок?
Общественные эксперты, долгое время наблюдавшие за состоянием в пассажирском транспорте, говорят, что варианты есть, но их надо просчитывать. При этом индексация тарифа — это просто неизбежность, вызванная подорожанием «расходников». Пока ещё действующий тариф (27 и 29 рублей) значительно ниже экономически обоснованного. И такая ситуация продолжается в течение многих лет.
Как известно, сейчас в Тамбове пассажирские перевозки осуществляются муниципальным и коммерческими перевозчиками. «Муниципалы» забирают себе примерно четверть от общего объёма перевозок. МУП «Тамбовгортранс» при этом находится в более выгодной ситуации. Предприятие получает новые автобусы по различным льготным программам, ранее получало субсидии на троллейбусные перевозки при том, что троллейбусов оставалось несколько штук.
Коммерческие перевозчики, которые фактически не имеют такой поддержки, выкручиваются, как могут. Отсюда возникают сложности, испытываемые коммерческим транспортом с обновлением подвижного состава и текучкой кадров.
Если бы у Тамбова были бюджетные возможности, то город мог бы субсидировать расходы на пассажирские перевозки «коммерсантам», отказавшись от «грибной системы» и строго контролируя при этом график движения. Но средств нет.
Как отмечают эксперты, можно было бы значительно повысить тарифы для населения, обеспечив экономическую эффективность, но и у этой палки, как водится, два конца. Высокие цены никому не понравятся, а многие попросту откажутся от поездок в общественном транспорте.
Таким образом, простых решений проблемы обеспечения экономической эффективности транспортников, а следовательно и зарплат в отрасли, обновления транспорта, пока не просматривается.