Андрей Дружинин: «Защита экономики – прежде всего»

« Bogdan » от
Среда, 11 марта, 2015 (Весь день)
1696
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/11/top68.ru-andrei-druzhinin-zashchita-ekonomiki-prezhde-vsego-51529.jpg?itok=wF-eU3By
Защита экономики от преступных посягательств – одна из приоритетных задач правоохранительных органов. В структуре МВД России головным подразделением по борьбе с преступлениями в экономической сфере является Департамент экономической безопасности. В УМВД России по Тамбовской области эти функции возложены на Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Об основных направлениях деятельности этих подразделений рассказывает начальник УЭБиПК полковник полиции Андрей ДРУЖИНИН.
 
– Андрей Николаевич, вопросы экономической безопасности всё чаще обсуждаются на самом высоком уровне. Чем объясняется такое внимание, и какие первоочередные задачи стоят в настоящее время перед службой экономической безопасности?
 
– Безусловно, вопросам экономической безопасности в настоящее время уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что современная преступность в сфере экономики пытается занять главенствующее положение в хозяйственном механизме, чтобы противодействовать происходящим в России преобразованиям. Преступность характеризуется применением новых способов совершения преступлений, усилением коррумпированности государственных управленческих структур, функционирующих в экономической деятельности. Из этого следует, что борьба с преступностью в сфере экономики должна рассматриваться в качестве одного из главнейших направлений деятельности общества и государства. Защита экономики от преступных посягательств всегда являлась и является одной из основных задач правоохранительных органов, в первую очередь – МВД России, выступающего ведущим субъектом обеспечения экономической безопасности страны. В системе МВД России основная работа по борьбе с данным видом криминального проявления лежит на подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями.
 
Что касается первоочередных задач, с которыми нужно справиться службе УЭБиПК, то к ним относятся: борьба с тяжкими преступлениями в кредитно-финансовой системе, на рынке ценных бумаг, объектах промышленности; выявление и пресечение взяточничества в органах государственной власти, коммерческого подкупа в негосударственном секторе экономики; защита иностранных и отечественных инвестиций от преступных посягательств; осуществление оперативно-розыскных мер по предупреждению крупномасштабных мошеннических и иных незаконных операций в отношении государственной собственности и законных имущественных интересов граждан; борьба с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путём.
 
– Понятно, что объём работы УЭБиПК огромен, но что именно делается полицейскими для защиты экономической безопасности Тамбовщины?
 
– В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране особое внимание уделяется обеспечению экономической безопасности региона.
 
Обогащение всеми возможными способами, в том числе и преступными, ведёт к тому, что в структуре экономической преступности в Тамбовской области превалируют различного рода корыстные посягательства на собственность государства, коммерческих организаций, граждан. Совершаются они различными способами и формами: начиная от банальной кражи и заканчивая многоступенчатым, высокопрофессиональным мошенничеством.
 
Особую тревогу вызывает ситуация с сохранностью и законностью использования государственных бюджетных средств, целевых кредитов, различных компенсационных выплат.
 
Злободневными на территории нашего региона являются вопросы борьбы с коррупцией среди чиновников различного уровня, взяточничество, фальшивомонетничество, а также реализация контрафактной и безакцизной алкогольной продукции.
 
В ходе оперативно-служебной деятельности подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции области по итогам 2014 года зафиксировано 529 преступлений экономической направленности, из которых 372 являются тяжкими или особо тяжкими по своему составу (в том числе 227 в кредитно-финансовой сфере, 64 – на потребительском рынке, 41 – в сфере образования, 11 – в сфере здравоохранения, 19 – в агропромышленном комплексе, 6 – в сфере незаконного оборота алкогольной продукции).
 
– Андрей Николаевич, а как обстоят дела в сфере сохранности бюджетных средств?
 
– Безусловно, сфера бюджетного финансирования вызывает у нас особо пристальное внимание. Совместно с прокуратурой Тамбовской области, Управлением федеральной службы финансового надзора и УФСБ по Тамбовской области в рамках межведомственного плана осуществляется обмен информацией и проводятся мероприятия по защите денежных средств, выделяемых из бюджетов всех уровней. В результате предпринятых в данном направлении мер на территории Тамбовской области выявлено 78 преступлений, в том числе 20 совершены в крупном и особо крупном размерах.
 
– Андрей Николаевич, тема коррупции в последнее время практически не сходит со страниц печати. Как обстоят дела в этом направлении в нашей области?
 
– Одним из важнейших направлений деятельности УМВД России по Тамбовской области является борьба с коррупцией.
 
Коррупционные преступления совершаются, как правило, должностными лицами различных государственных структур и учреждений при исполнении должностных обязанностей. В настоящее время борьбе с коррупцией со стороны государства уделяется повышенное внимание, что очень важно и необходимо, так как действия коррумпированных должностных лиц осуществляются сугубо в корыстных целях, что, несомненно, подрывает устои государственной стабильности, а значит, его развитие и процветание.
 
Понятие коррупции имеет достаточно широкое толкование. Под коррупцией следует понимать не только факты получения взяток. Сюда же можно отнести и факты превышения и злоупотребления должностными полномочиями, халатность, различные формы хищений, а также противоправные деяния, совершаемые должностными лицами в силу осуществления ими покровительства третьих лиц. При этом организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, входящие в компетенцию указанных субъектов, осуществляются, как правило, с нарушением закона в личных или чьих-либо интересах за вознаграждение в какой-либо форме. В уголовном кодексе РФ ответственность за совершение должностных преступлений предусмотрена статьями 285–293. Однако, как уже упомянуто, должностными лицами могут совершаться и иные преступления, в основном неразрывно связанные с исполнением ими своих должностных обязанностей.
 
Особенностью рассматриваемой категории преступлений является их высокая латентность. Это связано с тем, что о совершаемых преступлениях осведомлён очень узкий и заинтересованный круг лиц. В отдельных случаях граждане попросту боятся или не хотят заявлять в полицию, скажем о факте вымогательства с них взяток, полагаясь на то, что это единственный и быстрый способ решения проблемы. При этом надо заметить, что в таком случае они сами становятся соучастниками преступления. Вместе с тем в случае добровольного обращения гражданина в органы внутренних дел о намерении дать взятку последний, в соответствии с УК РФ, освобождается от уголовной ответственности.
 
Анализ выявленных преступлений коррупционной направленности позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, коррупционные проявления не носят эпизодический характер и встречаются во многих сферах деятельности. При этом наиболее остро проблема складывается в области образования и здравоохранения, где выявляется наибольшее количество должностных преступлений. По результатам проведённых мероприятий за 2014 год на учёт поставлено 163 преступления коррупционной направленности, из них 16 совершены в крупном и особо крупном размерах. Установлено 92 лица, совершивших данные преступления, по результатам расследования в суд направлено 154 уголовных дела рассматриваемой категории в отношении 86 лиц. При этом существенно возросла и качественная составляющая выявляемых составов преступлений – в 2014 году задокументирована противоправная деятельность 12 должностных лиц органов местного самоуправления (из них 8 – главы муниципальных образований, 1 – заместитель главы, 1 – депутат, 2 – муниципальные служащие).
 
Андрей Николаевич, верно ли мнение о том, что экономические преступления являются наиболее сложными в документировании?
 
– Безусловно, процесс выявления и документирования данного рода преступных деяний является сложным, многоступенчатым. У экономической преступности динамичный, творческий, «рыночный» характер. Она мгновенно, безо всяких бюрократических проволочек, заполняет все проявляющиеся и доступные ей неконтролируемые или слабо контролируемые государством или обществом ниши, адекватно обстановке меняет виды, формы и способы своей «деятельности», непрерывно изобретая новые и нередко изощрённые методы сокрытия своих следов, не ограничивает свои действия никакими правовыми, нравственными, психологическими и даже техническими нормами и правилами.
 
Ни для кого не секрет, что экономические преступления по большей своей массе являются неочевидными, завуалированными. Для их выявления используются особые приёмы и методы, более сложные и принципиально различные, нежели чем, например, для раскрытия общеуголовных преступлений. Недаром говорится, что оперуполномоченный экономической безопасности идёт от человека к преступлению, а оперуполномоченный уголовного розыска – от преступления к лицу, его совершившему.
 
Экономические преступники в большинстве своём люди «интеллектуальные», и для того чтобы вывести их на чистую воду, в полном объёме доказать их причастность к преступной деятельности, сотруднику нужно быть на голову выше в своей профессиональной деятельности. Она должна быть направлена в первую очередь на выявление системы функционирования преступной деятельности в сфере экономики, финансовых и материальных источников, структуры, иерархии, лидеров, коррумпированных связей и уже на этой основе на выявление конкретных преступных проявлений.
 
Есть ещё одна сложность в доказывании таких крупных дел, как, например, взяточничество. Весь доказательный процесс должен базироваться на правиле: доказательств должно быть достаточно и без признания обвиняемого.
 
– И тем не менее, это удаётся. Отсюда можно сделать вывод, что только высококвалифицированные специалисты могут справиться с таким непростым делом.
 
– Это несомненно, поскольку для того чтобы выявить экономическое преступление, необходимо затратить массу сил и средств, изучить сотни бухгалтерских документов, расшифровать хитрые ходы преступника.
 
– Работа в УЭБиПК, наверное, требует от сотрудников наряду с полицейской сноровкой, ещё и определённых познаний в области экономики?
 
– Это основное условие успешной деятельности сотрудников наших подразделений. Причём не просто «познаний», а глубоких и разносторонних знаний и навыков во всех отраслях экономики. Я бы сказал, что оперуполномоченный подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции должен быть универсалом, постоянно пополняющим свой багаж знаний и навыков. Он должен наперёд (быстрее, чем преступник) просчитывать слабые, уязвимые стороны той или иной экономической отрасли.
 
Деятельность оперуполномоченного экономической безопасности во многом повторяет работу ревизора, аудитора, бухгалтера.
 
– Что вы хотели бы пожелать подчинённым сотрудникам в преддверии профессионального праздника?
 
– Прежде всего достойно выполнять возложенные обязанности, успехов в деле защиты интересов государства и граждан, профессиональной удачи в борьбе с преступностью, а также крепкого здоровья, счастья, благополучия, оптимизма, неиссякаемой энергии, осуществления планов и идей!
 
Автор: 
УМВД России по Тамбовской области
Читайте также:
Наверх