Лента новостей
Статья11 сентября 2014, 10:00

Школа: итоги, проблемы, приоритеты

Главным событием минувшей недели, предшествующей очередному «походу за знаниями», стала состоявшаяся 26 августа педагогическая конференция, в ходе которой были подведены итоги работы за прошедшие школьные четверти и перспективы развития муниципальной системы образования в новом учебном году.

В работе этого ежегодно проводимого педагогического форума приняли участие глава района Алексей Дубовицкий, председатель районного Совета народных депутатов Анатолий Горбунов, главы сельсоветов, учителя и воспитатели, представители родительской общественности. От имени нашего земляка, первого заместителя председателя Тамбовской областной Думы Владимира Карева поздравить педагогов с началом нового учебного года приехала помощник депутата Галина Кузнецова.
С докладом «Об итогах работы системы образования в 2013-2014 году, приоритетах и перспективах развития в новом учебном году» выступил начальник отдела образования Анатолий Курохтин.
Своим видением решения задач, стоящих сегодня перед государством, педагогическим и родительским сообществом в деле воспитания и образования подрастающего поколения, поделились заместитель директора Сампурского филиала Сатинской средней общеобразовательной школы Ирина Абрамова, врач-педиатр Центральной районной больницы Наталья Веселовская, директор Сатинской СОШ Татьяна Демина, заведующая дошкольными группами Ивановского филиала Мария Ерохина, член родительского комитета Сатинской школы Светлана Сабитова.
А завершающим аккордом августовского педсовета стало выступление учителя русского языка и литературы Ивановской школы Ольги Никулиной, представившей вниманию его участников презентацию собственного исследовательского проекта на тему «Работа в сельской школе: взгляд молодого педагога».
Подвел итоги конференции глава района А. Дубовицкий, акцентировав внимание ее участников на тех проблемах, решения которых ждет от педагогов общество, и пожелав им плодотворной и результативной работы в новом учебном году.
Каким же он был, прошедший учебный год, главной отличительной особенностью которого стало вступление в действие с 1 сентября 2013-го нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
Как отметил в итоговом докладе начальник отдела образования администрации района Анатолий Курохтин, обстоятельно проанализировавший все направления деятельности – от положения дел в дошкольном и дополнительном образовании до качества обучения, питания и здоровья школьников, а также заработной платы учителей, результаты «радуют нас с одной стороны и заставляют задуматься с другой».

Мастер-класс от сампурских педагогов и их учеников

Безусловно, как достижение, вызывающее законное чувство гордости, следует расценивать победу учителя русского языка и литературы Ивановской школы Ольги Никулиной в региональном этапе конкурса «Учитель года-2014» (впервые, кстати, за многолетнюю его историю!).
Педагог дополнительного образования Сампурского детско-юношеского центра Людмила Осипова, участвуя во всероссийском фольклорном фестивале, успешно провела мастер-класс по народным ремеслам Тамбовского края.
23 школьника стали победителями и призерами различных интеллектуальных и творческих конкурсов регионального уровня. Четверо ребят из Ивановской, Сампурской и Сатинской школ одержали победу в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Весомы и результаты деятельности творческого объединения «Художественная вышивка» детско-юношеского центра – неоднократного участника всероссийских конкурсов (руководитель Людмила Семичёва). Его воспитанницы Анна Осипова и Анастасия Курилова стали обладателями гранта администрации области одаренным детям; Татьяна Дабочкина и Елена Ерохина - лауреатами премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
И в 2014 году по результатам участия во всероссийских конкурсах обучающиеся объединения «Художественная вышивка» являются претендентами на получение новых грантов.

Больше мест в детсадах!

Как позитивный можно отметить и тот факт, что на протяжении последних лет на территории района, как и области, активно решаются задачи обеспечения доступности дошкольного образования, являющегося, как показывает практика, наиболее результативным с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Расширение инфраструктуры дошкольных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, позволило увеличить количество детей в них до 244 человек. В течение прошедшего учебного года была проведена большая работа по увеличению мест в Сампурском филиале детского сада «Березка» до 42 человек. На базе 8 школ продолжают функционировать группы предшкольной подготовки с общей численностью 58 детей. С июля текущего года открыта семейная группа дошкольного образования в с. Сампур.
В соответствии с муниципальной программой развития образования на предстоящий учебный год запланирована реконструкция здания Петровского филиала, где предполагается открытие дошкольной группы с общей численностью 25 детей.
Очередной задачей нового учебного года станет открытие мини-центра для детей от 3 до 7 лет на базе Сатинской школы и центра игровой поддержки для детей раннего возраста на базе Сампурского детского сада с общим охватом 20 детей. На базе Сатинской школы и детского сада «Березка» запланировано создание консультационных центров для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, не посещающих детский сад. Таким образом, общий охват детей всеми формами дошкольного образования в районе увеличится с 79 до 93 процентов.

Результаты ЕГЭ как тема для размышления

Анализируя показатели качества образования, докладчик озвучил такие цифры: охват детей и подростков от 6,5 до 18 лет общим образованием по итогам 2013-2014 учебного года составил 99,9 процента, успеваемость в школах достигла 100 процентов и при этом качество знаний обучающихся по сравнению с предшествующим годом возросло на 3 процента, приблизившись к отметке в 47 процентов.
Что касается результатов Единого государственного экзамена, то в этом году у выпускников нашего района, как и в целом по области и России, они значительно хуже, что, впрочем, легко объяснимо. Ужесточившиеся правила проведения ЕГЭ практически к нулю свели возможность списать или воспользоваться мобильными «шпаргалками», и в итоге Рособрнадзором, дабы избежать массового неполучения аттестатов, был снижен минимальный порог обязательных для сдачи предметов (по русскому языку с 36 до 24 баллов, по математике - с 24 до 20).
Что же мы имеем в итоге? Средний тестовый балл по русскому языку в районе составил 60 (в 2013 году – 67,8), по математике - 37,7 (в 2013 году – 47,84). Произошло значительное снижение средних тестовых баллов и по предметам, сдаваемым по выбору.
С оглядкой на общероссийскую тенденцию можно было бы считать такие результаты не только закономерными, но и удовлетворительными, если бы не одно но, изрядно озаботившее чиновников сампурского образования: средние тестовые баллы в районе практически по всем предметам ниже среднеобластных показателей. За исключением, справедливости ради отметим, Ивановской школы, продемонстрировавшей лучшие по району результаты по русскому языку, превышающие среднеобластные.
«Результаты единого государственного экзамена, да и отдельные моменты основного государственного экзамена, - подчеркнул А. Курохтин, - не просто настораживают, а требуют качественных изменений в процессе преподавания предмета… Приведённые выше цифры говорят о необходимости подробного педагогического анализа используемых методических, информационных и других ресурсов для построения образовательного маршрута каждого ребёнка».

Даешь качество!

Безусловно, качественное построение образовательного процесса школы, дающего «на выходе» должный эффект, возможно только тогда, когда этим занимается профессионал. Учитель, способный свободно ориентироваться в сложных и довольно быстро меняющихся экономических и социальных условиях, творчески решающий поставленные перед ним задачи.
А как у нас? С одной стороны, как явствует из доклада начальника отдела образования, кадровый педагогический состав района на протяжении нескольких лет остаётся стабильным. В образовательных учреждениях района работают 235 руководящих и педагогических работников, из которых 80 процентов имеют высшее образование, 36 процентов педагогов аттестовано на высшую и первую квалификационные категории.
С другой стороны, отмечает Анатолий Курохтин, уже несколько лет подряд в школы не приходят молодые специалисты. Нет их и в текущем году. Между тем прогноз по высвобождению педагогических работников до 2020 года, откровенно говоря, не радует. Не случайно одной из главных задач на ближайшую перспективу отдел образования ставит привлечение в школы района молодых специалистов, ориентацию школьников на педагогические профессии.
С этой целью, кстати, уже в этом году заключены договоры на целевое обучение по направлению «Педагогическое образование» с 3 выпускниками. Но пока они выучатся, пока опыта наберутся – сколько воды утечет…
Что необходимо сделать уже сегодня, чтобы повысить это пресловутое качество школьного образования, чтобы выставляемая ученику пятерка действительно соответствовала бы пятерке? И вообще, каким оно должно быть – это качество, чему и каким высотам и критериям соответствовать? Например, небезызвестная американка Дженнифер Псаки убеждена, что республика Беларусь омывается морями, а также совершенно серьезно полагает, что природный газ в Россию транспортируется через Украину из Западной Европы, что, однако не помешало ей сделать карьеру и «прославиться» на весь мир. Просто, очевидно, в американских школах не учат тому, что у нас знает каждый пятиклассник. Но это к слову.
По мнению директора Сатинской средней общеобразовательной школы Татьяны Деминой, проблема качества образования в школе существовала всегда. Как понятие относительное, качество имеет два аспекта: соответствие некоторым стандартам и запросам потребителя.
Если рассматривать качество образования с точки зрения соответствия общепринятым стандартам, то Сатинская школа прошла в 2014 году аккредитацию, подтвердившую заявленные образовательные программы. Но с точки зрения потребителя понятию качества приписываются порой противоречивые значения. Родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей. Для учителей это может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами. Для самих учеников важен, несомненно, внутришкольный климат. Для работодателя главное - умения и навыки выпускника.
В сумме выходит формула, в которой приоритетной задачей является обеспечение качества, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих способностей обучающихся в соответствии с потребностями личности, общества и государства.

Профстандарт педагога. что это?

Безусловно, ведущая роль в этом многотрудном и затратном (не обязательно материально) образовательном процессе отводится педагогам, которым и самим, с учетом стремительно меняющегося мира, приходится постоянно учиться, осваивать новые программы, технологии.
Пока рано говорить, но на определенный результат рассчитан давно обсуждаемый общественностью и в октябре 2013 года утвержденный приказом Минтруда России профессиональный стандарт педагога, предназначенный для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, призванный повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Уже с 1 сентября 2014 года профессиональный стандарт педагога начнет применяться в пилотно-экспериментальном режиме в Сатинской школе, на базе которой создана региональная площадка по апробации этого новшества.
Как считает руководитель Сампурского филиала Ирина Абрамова, главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Предполагается, что с введением профессиональных стандартов труд педагога будет избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Но для этого учителю нужно будет перестроить самого себя.
В современных условиях деятельность педагога должна быть открыта и прозрачна, а сам педагог - готов к публичной оценке своих профессиональных достижений. Отсюда и должны выстраиваться трудовые отношения нового типа, которые будут базироваться на системе оценки эффективности деятельности каждого учителя. А главное - профессиональный стандарт расширяет границы свободы педагога и повышает ответственность за результаты труда, качество образования.

В школу – с радостью?

Человечество, с древних времен передающее накопленный опыт последующим поколениям, - иначе не было бы прогресса, - всегда будет нуждаться в учителях - образованных, интеллектуальных, мобильных, мечтающих и мыслящих на перспективу.
Учителях, искренне любящих свою профессию, работающих по зову души и сердца.
Сегодня в школах, в том числе и наших сельских, созданы условия, отвечающие самым высоким стандартам и технологиям, для работы и учебы. Но почему престиж педагогического труда в современном обществе как-то незаметно утратил свое прежнее высокое место? Почему выпускники школ, массово – и отличники, и троечники – поступающие в вузы, все реже выбирают учительские факультеты? Учителя часто жалуются на трудности профессии, словно отбывают повинность? И все больше детей, имеющих, казалось бы, все, и часто даже сверх того, неохотно ходят в школу? И почему поступление в вузы сегодня превратилось не в конкурс знаний, а конкурс родительских кошельков? Эти вопросы из уст Светланы Сабитовой, многодетной мамы, знающей о школьных проблемах не понаслышке, прозвучали как укор всему обществу, всем нам, в одночасье отрекшимся от многовековых ценностей наших предков, для которых «учитель всегда был прав», даже если и не прав. «Забывшим» о главном и поистине святом предназначении учителя: «сеять разумное, доброе, вечное». Не осознающим (или делающим вид), что можно купить диплом об образовании, но не само образование и знания, без которых в современном мире уже попросту не обойтись.
Что необходимо предпринять, чтобы переломить ситуацию? Готовых рецептов, способных молниеносно вылечить эту становящуюся хронической болячку, увы, нет. Но есть идеи, причем исходящие от молодых. Лауреат регионального конкурса «Учитель года» Ольга Никулина убеждена, что нельзя ругать свою профессию, ее надо хвалить. Не надо бояться мыслить и поступать нестандартно. И не оглядываться на возраст! Но это тема уже другого разговора.

И вместо
послесловия


«Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования было комфортно, безопасно и хорошо, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с радостью. Мы должны создать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Хотя прекрасно сознаем и понимаем, что есть проблемы, но, вместе с тем, коллеги, мы должны переступить через все сложности ради одного – ради личности ребёнка». (Из доклада А. Курохтина).

В тему
ЕГЭ – 2015: без сочинения никак


В 2015 году планируются существенные изменения в организации и проведении единого государственного экзамена.
С нового учебного года одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования будет успешная сдача сочинения.
К досрочной сдаче государственной итоговой аттестации теперь будут допускаться все желающие – обучающиеся и выпускники прошлых лет. Впервые участникам ЕГЭ будет предоставлена возможность 1 раз пересдать любой из учебных предметов в том случае, если получен неудовлетворительный результат.
Школьникам также будет предоставлена возможность сдать ЕГЭ по отдельным учебным предметам по завершении их изучения. Например, географию теперь можно будет сдать по окончании 10 класса.
При сдаче ЕГЭ по иностранным языкам экзаменуемый может попросить включить в аттестацию раздел «Говорение», что является важным для получения высокобалльного результата.

Только факты
В новых образовательных стандартах уделяется большое внимание физическому здоровью и развитию обучающихся. Анализ состояния здоровья свидетельствует о наличии различных хронических заболеваний у 18,5 процента школьников. Наиболее распространенными являются: нарушение зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения.

Для развития детских талантов и реализации программ дополнительного образования в прошедшем учебном году в образовательных учреждениях было создано 208 учебных групп. Наиболее многочисленными являются учебные группы художественно-эстетической, физкультурно-спортивной и интеллектуально-познавательной направленности. Охват обучающихся программами дополнительного образования на базе общеобразовательных школ в среднем по району составил 82 процента, что на 9 процентов выше предыдущего года. Наибольший охват дополнительным образованием обучающихся в П-Кустовском, Бахаревском, Серединовском, Текинском, Верхоценском филиалах – от 92 до 100 процентов.

Проблема и пути решения
На настоящий момент в районе отсутствуют школы полного дня, не создан центр по работе с одаренными детьми. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 58,5 процента, что ниже среднеобластного показателя. Для решения имеющихся проблем планируется реализация программ дополнительного образования в группах предшкольной подготовки и в дошкольных учреждениях, увеличение охвата детей программами дополнительного образования в Медненском, Периксинском, Петровском филиалах за счет открытия новых кружков, а также перевести работу Ивановского филиала в режим полного дня и на базе Сатинской школы создать центр по работе с одаренными детьми.

Отдел образования совместно с образовательными учреждениями проводит работу по совершенствованию и систематизации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди обучающихся. Прошедший год дал неутешительные результаты в работе по данному направлению. На учете в подразделении по делам несовершеннолетних состоит 6 обучающихся за совершение общественно-опасных деяний.

Проблема и пути решения
Создание условий, которые не провоцируют отклоняющего поведения, привлечение школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях, к занятиям в кружках и секциях.

Возросла, по сравнению с прошлым годом, доля школьников, занимающихся в спортивных секциях (с 20 до 32 процентов). Растет процент участия школьников в физкультурно-массовых мероприятиях - с 62 в 2013 году до 71 процента в 2014 году. Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проведен ежегодный муниципальный этап спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», в которых приняло участие 402 обучающихся 5-11 классов, что на 8 процентов выше прошлогоднего показателя.
Спортивные залы в школах задействованы в соответствии с расписанием занятий и графиком работы. Загруженность их достаточно высокая, в том числе и с учетом занятости во второй половине дня.

Одним из важнейших направлений региональной образовательной политики является обеспечение школьников полноценным, сбалансированным и качественным питанием. Создание современных условий для обеспечения школьников качественным горячим питанием позволило в истекшем учебном году увеличить охват регулярно питающихся с 90 до 94 процентов, из них 16 процентов получают двухразовое питание. 432 обучающихся из малообеспеченных семей получают льготное питание, 197 детей из многодетных семей питаются бесплатно.

Проблема и пути решения
На сегодняшний день остается нерешенным вопрос обеспечения школьников качественным и доступным двухразовым питанием и организации дополнительного питания для тубинфицированных детей.
Определяющую роль в решении данных проблем играет увеличение размера субсидий, субвенций на организацию питания детей, привлечение других источников финансирования.

Размер среднемесячной зарплаты педагогических работников района соответствует средней заработной плате, сложившейся в экономике региона, и составил в 1 полугодии 2014 года 19 тыс. рублей. Ежемесячно свыше 25 тысяч рублей получают 16 процентов учителей, от 15 до 25 тысяч рублей – 56 процентов, от 10 до 15 тысяч рублей - 25 процентов, и только менее 2 процентов учителей получают заработную плату размером до 10 тысяч рублей.
Средняя заработная плата воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования составляет 17500 тыс. рублей.
На сегодняшний день повышение заработной платы для всех категорий педагогических работников является важной задачей, которую ставит перед собой государство.
Автор:Вера Мирошкина