Лента новостей
Статья22 апреля 2015, 08:00

Триста шестьдесят страниц поправок

С 1 марта в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Изменения в Земельном кодексе настолько масштабны, что логичнее было бы принять новый кодекс и не путаться в целом ворохе замысловатых поправок.

Изучить 360 страниц поправок не под силу человеку, который никогда с этим не сталкивался, и даже профессионалы здесь порой путаются. Попробуем разобраться, что именно изменилось.

Определены признаки земельного участка как объекта хозяйственного оборота и порядок его формирования. В юридической практике (и не только в ней) почти всё зависит от определения терминов. Законодатели с третьей попытки (в начале определения земельного участка не было вообще), наконец, продемонстрировали элементы научного подхода, определившись в терминах, что обещает разрешить множество вопросов, сейчас возникающих в судах.

«Земельный участок как объект права собственности и иных пре-дусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи» (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Определён порядок формирования земельного участка. Сняты разногласия между Земельным, Лесным, Градостроительным кодексами и законом о садоводческих объединениях граждан.

Во главу угла поставлено то, что сначала необходимо планирование использования территории, а только потом - предо-ставление земельного участка в соответствии с определённой ему функцией, а не наоборот, как это было ранее. Хотя следует отметить, что механизм внесения изменений в проект планировки и в документ никто не отменял.
Но здесь видна ещё одна нерешённая проблема. Законодатель переносит все заботы, в том числе и расходы по подготовке схемы расположения земельного участка (а во многих случаях и проекта межевания, а соответственно, и проекта планировки) на нуждающееся в земле лицо.

Подробно определены случаи и порядок предоставления земельных участков.

Любой закон - это программа, алгоритм действий. Это установленный и легализованный порядок, которого следует придерживаться в определённых случаях. Но всё это разбивается о неспособность некоторых чиновников к чтению юридических документов. Сейчас право распоряжения землёй получили сельсоветы, ранее ею могла распоряжаться только районная власть. Некоторые главы сельсоветов никогда не сталкивались с такими вопросами, и вникнуть во всё это им достаточно тяжело. Ведь глава сельсовета не обязан быть юристом. А это, в свою очередь, создаёт ещё одно препятствие в развитии территории…

ВАЖНО:
Установлены способы перехода прав на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету:
- в собственность за плату: только на торгах в форме аукционов за исключением ряда случаев (ст. 39.3 ЗК РФ);
- в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ);
- в аренду (платное временное пользование): только на торгах в форме аукционов за исключением ряда случаев (ст. 39.6 ЗК РФ);
- в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ);
д в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).
Установлен порядок:
- предоставления участка без торгов (ст. 39.14 - 39.17 ЗК РФ);
- предоставления участка гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества, дачного хозяйства и фермерства (ст. 39.18 ЗК РФ);
- предоставления участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ);
- предоставления участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).
Автор:Олег Дьяковский