Лента новостей
Статья11 ноября 2015, 09:03

С неугасимым оптимизмом

В канун профессионального праздника сотрудников органов внутренних дел, который они ежегодно отмечают 10 ноября, я обратилась к начальнику отдела Министерства внутренних дел России по Жердевскому району полковнику полиции К.И. Евсеевичеву с просьбой подобрать достойную кандидатуру для статьи.

Мне был рекомендован начальник группы дознания майор полиции Ю.П. Поздняков, отправляясь на встречу с которым, я готовилась увидеть серьезного, умудренного опытом мужчину, похожего на одного из героев детективов: Холмса, Пуаро или Мегрэ. Но каково же было мое удивление, когда передо мной предстал симпатичный молодой человек.

Но как только Юрий Павлович начал говорить, сразу же промелькнула мысль: «Парень-то не так прост!». Уверенная позиция в разговоре выдавала привычку лидирующего положения в отношении к собеседнику. И даже легкий дружеский тон уже не мог замаскировать ставший вдруг цепким взгляд. Боюсь представить, как под этим самым взглядом робеют подозреваемые во время допроса.

Как выяснилось, мой собеседник в ряды полиции попал не просто так. Он пошел по стопам отца Павла Викторовича, который много лет проработал участковым в селе Туголуково, где семья Поздняковых и проживала.

Конечно же, прежде чем стать дознавателем, мой герой получил высшее профессиональное образование, окончив Московский университет МВД России по специальности «Юриспруденция». Также для сотрудников полиции непременное условие – иметь за плечами службу в армии, которую, кстати, он проходил в Чечне, за что имеет знак отличия «Участник боевых действий на Северном Кавказе».

После демобилизации в 2001 году он полтора года набирался опыта в рядах патрульно-постовой службы, а после стал, как и его отец, участковым.

На первый взгляд, работа участкового уполномоченного не такая уж и романтичная, чтобы появилось желание пойти служить туда, где ждут семейные ссоры, неблагополучные родители, дети которых целыми днями бегают безнадзорные, грязные и голодные, и прочие «радости». Однако Юрий Павлович считает иначе.

– Можно, конечно, видеть в своей работе только отрицательные стороны, и идти на нее как на каторгу, – делится своим видением мира мой собеседник. – Но лучше осознать, что приносишь людям пользу, ведь проводя беседы с непутевым мужем-выпивохой, ты спасаешь семью, а призывая к порядку горе-мамашу, делаешь ее детей чуточку счастливее.

В течение шести лет он, приняв боевой пост от отца, следил за порядком в родном селе. Ему было интересно расследовать мелкие бытовые преступления. Кражи там, конечно, невелики: у кого-то курица пропала, у кого-то – утка, а самые крупные похищения – это поросенок или теленок, и то редко. И, тем не менее, мой собеседник доказал, что увлекательное решение логических задач сельского масштаба бывает не только в кино у Федора Анискина или Павла Кравцова.

– Приведу такой пример, – буквально на пальцах начал объяснять майор. – У меня на участке было три деревни, самая большая из них Туголуково с населением более двух тысяч человек, среди которых нужно было найти того, кто похитил, к примеру, скажем, курицу. Приблизительно сто человек – рабочие люди, имеющие постоянный заработок и живущие благополучно, поэтому их можно сразу исключить из списка подозреваемых. Порядка тысячи – пенсионеры, которые ведут подсобное хозяйство и на чужую курицу не позарятся, а воруют, как правило, именно у них. После того, как из списка убраны все те, кто не мог совершить преступление, там остается где-то человек триста неблагополучных, морально неустойчивых граждан, среди которых и придется проводить розыскные работы. А дальше все происходит примерно так: во время кражи Ванька пил с Петькой, а заработали на выпивку они у одного из селян, который это и подтвердил, поэтому их тоже можно вычеркнуть. И так методом исключения, постепенно мы и добираемся до злоумышленника.

В отделе дознаний бывшему участковому стало еще интереснее, ведь здесь не приходится отвлекаться от решения логических задач на разбирательство пьяных дебошей и жалоб друг на друга неподеливших смородиновый куст соседей. А уж если случай запутанный, появляется неиссякаемый азарт выяснить: кто совершил злодеяние, как и почему.

Конечно же, это не всегда дается легко, ведь чаще всего, когда возбуждается уголовное дело, совершивший преступление, выражаясь языком следователей, «идет в отказ». А задача дознавателя доказать вину преступника, докопавшись до того, как все происходило. И здесь очень важную роль играют свидетели. Но часто люди отказываются давать показания, не потому что кого-то или чего-то боятся, а по той простой причине, что им не хочется отвечать на одни и те же вопросы, сначала следователям, потом в залах суда, куда приходится являться неоднократно. И тем не менее, находятся люди, которые с уважением относятся к работе полиции, хотят, чтобы справедливость восторжествовала, и не пострадал невиновный. Большую роль в расследовании играют криминалистические экспертизы, сравнение отпечатков пальцев, изъятие обуви, одежды, изучение протекторов шин, то есть, выезжая на место преступления, опера точно так же, как показывают в фильмах, собирают улики.

Нередко расследование переносится в другие регионы страны. Например, в период, когда строились свинокомплексы и комбикормовый завод, в нашем районе работало много приезжих, среди которых встречались и такие, кто не брезговал совершением преступлений, расследование которых проводилось не только на жердевской земле, но и по месту жительства нарушителей закона.

И судя по тому, что раскрываемость преступлений в нашем районе порядка 90 процентов, напрашивается вывод: все это благодаря четкой и слаженной работе всех сотрудников нашей доблестной полиции, которые, как и Ю.П. Поздняков, делают свое дело с высоким профессионализмом и неугасимым энтузиазмом.

Фото автора

Автор:Н. Каменская