Лента новостей
Статья25 ноября 2015, 10:15

Материнское счастье

Очень часто люди серебряного возраста страдают от одиночества, даже среди близких людей. Но можно встретить старость и по-другому. Так, как Мария Матвеевна Черешнева, проживающая в Сукмановке, – в любви и заботе. Правда, для этого нужно суметь воспитать таких детей и внуков, которых они вырастили вместе с мужем. И будет тогда наградой то, что принято называть счастливой старостью.

Материнский наказ

Мария Матвеевна, не имеющая большого образования, но обладающая большим жизненным опытом и женской мудростью, всю себя посвятила воспитанию пятерых детей. И никто из них, четырех сыновей и дочери, не посрамил фамилии Черешневых. Наоборот – своим трудолюбием они прославляют ее как в районе, так и далеко за его пределами. С раннего детства усвоили они наказ матери: «Живите честно, никогда не берите чужого и никому не врите».

Взрослое детство

Много боли и испытаний выпало на долю Марии Матвеевны. До сих пор на ее глаза наворачиваются слезы, когда она вспоминает и свое детство, которое пришлось на военные годы, и то, сколько страданий перенесла ее мать, похоронившая одного за другим двух мужей и двух сыновей и ставшая от горя совсем старухой в свои сорок с небольшим лет. Тогда, в годы Великой Отчественной, ей приходилось сутками пропадать на колхозных полях и свинарнике, оставляя дома дочек, так и не узнавших настоящего счастливого детства. Они рано повзрослели, взвалив на себя всю работу по хозяйству. В то время было совсем не до учебы – приходилось думать о том, как бы не умереть от голода и холода. Зимой в обязанность двенадцатилетней Маши входила и заготовка дров. Наравне со взрослыми женщинами она, с топором за поясом, каждую ночь отправлялась в близлежащий лесок. Найдет, бывало, себе деревце потоньше, срубит с трудом, а надо еще его суметь и до дома дотащить, да так, чтобы лесник не увидел утром на снегу след от волочащегося дерева. Поэтому его нужно было тащить на себе. После долгих попыток девочке удавалось все-таки закрепить на хрупком плечике равновесие и кое-как донести до дома, где она падала в сенях замертво от волнения и дикой усталости. Да и в послевоенные годы было не легче. Порой, работая на погрузке сахарной свеклы, даже и не знали, вернутся ли домой живыми. Так опасно было находиться на самом верху груженой, подпрыгивающей на разбитой дороге, полуторки, каждую минуту рискуя упасть с нее.

Похвала взамен на строгость

Но все пережили, выдержали ради того, чтобы над головой снова было мирное небо, а их дети никогда бы не испытали ужасов, выпавших на их долю, говорит Мария Матвеевна. Детей своих, появлявшихся на свет один за другим, они с мужем воспитывали в строгости, но и взамен получали только слова похвалы и благодарности в их адрес – и из школы, и из армии. Дети успевали все – и отлично учиться, и помогать отцу с матерью по хозяйству, которое в большой семье было немалое. А как иначе? На подворье держали все что можно: от мелкой птицы до бычков. Детей нужно было одевать и кормить. Дочь Зинаида и сыновья Владимир, Василий, Александр и Николай получили отличное образование – такова была воля родителей, которые, отказывая себе во многом, каждую копейку вкладывали в будущее своих детей.

Где родились, там и пригодились

А еще огромным желанием матери было то, чтобы все дети остались жить в родном селе, а не разъезжались бы со своими семьями по всему свету. Ведь не зря же, по ее словам, существует поговорка «Где родился, там и пригодился». А то, что они действительно пригодились, доказали своим трудом. Все четыре брата Черешневых – сукмановские фермеры. «Ребята, деньги все любят, – говорила им когда-то мать. – Но вы за ними не гонитесь. Что заработаете, на то и живите!». Братья всегда умели отстаивать свое мнение, имели огромное трудолюбие и упорство, любовь к нелегкому земледельческому труду и малой родине, которые сумели привить уже своим детям и внукам.

Не все далось им на блюдечке с голубой каемочкой. Родители помнят, что им пришлось пережить, когда дети решили попробовать себя в этом новом для них деле. Как осваивали трактора и комбайны, на которых обрабатывали свои первые гектары, сложившиеся из паев поверивших в них односельчан. «Куда вы дели свои галстуки?» – сетовала мать, намекая на их высшее образование. «Да, мы не директора и не начальники. Зато мы – хозяева», – с гордостью отвечали они ей.

Счастливая старость

Сегодня можно сказать, что все старания старших Черешневых не были напрасными. Четыре поколения их громкой фамилии живут в Сукмановке. И никто из них не дает родителям ни малейшего повода для огорчений.

На вопрос, как Мария Матвеевна ладит со вторыми половинками своих детей и внуков, она отвечает:

– Я слишком люблю своих детей, поэтому никогда не позволю себе никаких нелицеприятных высказываний в их адрес. Знаю, что этим причиню только боль. Да все они и правда очень хорошие. Так что поводов для пересудов и не находится. Нашу старость можно назвать счастливой: дети всегда рядом, помогают нам, внуки жизнерадостны и красивы. Мы спокойно спим по ночам.

А еще Мария Матвеевна и Анатолий Федорович, несмотря на свой почтенный возраст (ей – 84, ему – 87), не привыкли сидеть сложа руки. До сих пор, отмахиваясь от уговоров детей побольше отдыхать, они разводят пусть небольшое, но хозяйство, сами сажают бахчи и картофель. И это им совсем не в тягость. Наоборот, смеются они, вспоминая, как после прополки картофеля кинулись измерять давление, ожидая критической отметки. А нет! Тонометр показывал 120 на 80! Сердечко, привыкшее всю жизнь работать в определенном ритме, не собирается сдаваться. Господь дает им жизнь. Ведь это так здорово, когда не болит душа за детей и внуков, а когда вся огромная семья собирается вместе – это ли не счастье!

Фото автора

Автор:И. Старова