Лента новостей
Статья28 сентября 2011, 12:09

Благородное призвание — быть воспитателем

27 сентября страна отпраздновала День воспитателя и работника дошкольного образования. Дата была выбрана не случайно. В этот день, 27 сентября 1863 года, в Санкт-Петербурге состоялось открытие первого в России детского сада. Прошло почти полтора века, а значимость профессии воспитателя за это время не только не утратила своей актуальности, но стала еще более важна в свете развития новых технологий и интенсивности обучения, к которым сегодня приходится готовить малышей в садике.

Родители зачастую забывают о том, что воспитание малыша за пределами дома начинается намного раньше, чем в школе — в детском саду. Именно здесь ребенок впервые получает навыки общения в коллективе, первые уроки жизни и первые уроки в прямом значении этого слова. Воспитатель закладывает в сознание ребенка программу его дальнейших успехов или неудач, помогает обрести уверенность в себе, умение преодолевать трудности, находить общий язык со сверстниками и идти на компромиссы.

Накануне замечательного праздника я пообщалась с Ольгой Николаевной МИЛАШЕВСКОЙ, воспитателем детского сада в селе Терском и узнала об особенностях работы с малышами.

— Ольга Николаевна, как долго вы работаете воспитателем и почему выбрали эту профессию?

— В Терском детском саду я работаю уже более пятнадцати лет, и моя работа мне очень нравится. Очень люблю детей, наверное, поэтому и выбрала эту профессию. В целом воспитанию малышей я посвятила 25 лет жизни и о своем выборе ни разу не пожалела.

— Сколько ребят посещает детский сад?

— Сейчас в детском саду одна группа из 17 человек, но у них очень большая разница в возрасте. Самому младшему ребенку три года, самому старшему — семь лет. Разумеется, интересы и потребности совершенно разные, поэтому приходится очень тяжело.

— По каким программам осуществляется обучение детей?

— Сейчас мы начинаем работать по инновационной программе обучения в детском саду. Происходит планирование занятий. Стараемся объединять детей всех возрастов вместе. Раньше занятия проходили с делением по возрасту. Конечно, не все уроки получается проводить так. Например, математика или конструирование, на которых требуется что-то объяснять каждому определенному возрасту. Но мы постарались объединить занятия по развитию речи, найти общие темы для всех ребят.

— Проводятся ли развивающие занятия?

— Мы стараемся уделять таким занятиям большое внимание. Основное направление — русское народное творчество. У нас даже есть модель русской печи и специальный уголок народного творчества. Ну и конечно, никуда без рисования и подвижных развивающих игр. Также два раза в неделю приходит музыкальный работник и занимается с ребятами.

— Как организуется подготовка детей к школе?

— Это обязательный аспект работы с ребятами. Готовим руку к письму. Учим буквы и звуки. Сейчас как раз начинаем изучать с детьми различие между этими двумя понятиями. Звук — то, что мы слышим, а буква — то, что видим и можем изобразить на бумаге. Очень важно объяснить это ребенку.

— Какими видами творчества занимаются ребята?

— Ребята изготавливают много разных поделок. Здесь и рисунки, и лепка из пластилина, и аппликации из бумаги. Одна из бывших воспитанниц детского сада Вика Ивашененко — сейчас она уже ходит в школу — заняла первое место на областном конкурсе «Тамбовские искорки». А один мальчик — Родион Попов — прекрасно лепит из пластилина. Кто знает, может быть растет будущий знаменитый скульптор. Все дети, без исключения, талантливы. Но требуется приложить усилия, чтобы пробудить этот талант и развить.

— А о нравственном воспитании детей заботитесь?

— Конечно. У нас проходят специальные вечера и мероприятия. Даже был поставлен спектакль «Вежливые слова», который старшие дети подготовили для младших. Сначала вниманию малышей был представлен красивый цветущий город, но потом он стал увядать, потому что люди стали грубее и невоспитаннее. Но потом пришел веселый и добрый клоун, развеселил всех и сказал, что именно вежливость и уважение — основа процветания общества. Бывает, конечно, дети обижают друг друга. Но мы не наказываем виновных, а объясняем. Объяснить ребенку, почему его поступок неправильный, узнать причины его действий, пояснить, что другому больно и обидно — это самое главное. Стараемся демонстрировать детям добрые фильмы и мультфильмы, на примере героев показываем, как можно или нельзя поступать, какие действия допустимы, а какие нет. Как я и говорила, дети все разные, но надо просто направить ребенка в нужное русло, указать правильный путь.

— Спасибо вам, Ольга Николаевна, за интересную беседу! Поздравляю вас с профессиональным праздником и желаю успехов в работе.

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период в жизни ребенка. В этом возрасте формируется личность, закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка напрямую зависит от воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру каждого воспитанника.

Сегодня в России 60 тысяч дошкольных детских учреждений, в которых работает около 1 миллиона 200 тысяч воспитателей. На них держится один из самых благородных, перспективных институтов общества. Для них работа воспитателя — даже не профессия, а призвание, которому они самоотверженно служат.

С праздником вас, уважаемые работники дошкольных учреждений! Пусть за ваш нелегкий труд наградой будут счастливые улыбки воспитанников, а в семье царят благополучие и уют.

МНЕНИЕ

О.И. БЕТИН, губернатор Тамбовской области:

«Кто бы какой точки зрения не придерживался, ответственность перед будущим у всех равная. Мы в ответе перед детьми за то, какую страну передадим им».

(Из выступления на VI Всероссийской научно-практической Чичеринской конференции «Общественный контроль на выборах: институты, компетенции, практики»).

Автор:Е. Догадова. Фото автора.