Лента новостей
Статья16 мая 2012, 16:33

Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом

Давно замечено: сосновская земля богата своей неповторимой природой и творческими людьми. Великих писателей, художников она, правда, не родила, но просто творческих натур, реализовавших себя в самых разных профессиях, сколько угодно. Иной раз, на первый взгляд, технарь до мозга костей, а заглянешь поглубже, там тонкая душа лирика. Вот и генеральный директор Сосновской ПМК-2 Владимир Богомолов из таких. В прошлое лето состоялась презентация очередного, уже четвертого сборника сосновских авторов - поэтов, прозаиков, журналистов. Объемистая такая, в твердой обложке книжка, в которой стихи, проза, публицистика - все дышит нашим, родным, все поет о родной сторонке, о ее неброской красе, о людях, которые живут рядом. Несмотря на то, что большинство авторов не профессионалы, она пользовалась, как и предыдущие сборники, большим спросом. А появилась эта уникальная серия сосновских литературных альманахов благодаря спонсорству Заслуженного строителя России, генерального директора Сосновской ПМК-2 Владимира Богомолова. Этот сборник с нашими белоствольными березками на обложке, тиражом в 500 экземпляров, разошелся не только в районе и области, но и за границу - его читают теперь и в Израиле, и в Америке наши соотечественники. Там у русских эмигрантов ностальгия, с которой ничего не поделаешь, неизбывная тоска по родным березовым перелескам и ромашковым лугам.

У нас это тоже, все больше исчезающая с годами натура, но пытаемся сохранить, хотя бы в книгах, которые живут дольше людей и никогда не умрут, несмотря на компьютеризацию всей страны.

Я помню, как Владимир Семенович Богомолов быстро откликнулся, когда сосновские поэты, участники литературного объединения «Родник» обратились к нему за помощью в издании их первого поэтического сборника - тоненькой книжечки. Потом были другие сборники - «От сердца к сердцу», «И что-то светлое рождается в душе». И вот уже на подходе пятый.
Мы беседуем с Владимиром Семеновичем накануне его выпуска. Спрашиваю: «Вы чрезвычайно занятый человек, руководитель большой строительной организации, у которой объекты по всей области, в гуще политической и общественной жизни, никогда не отказываете в помощи одиноким старикам. Зачем Вам был еще и этот воз, что сподвигнуло?»
- Любовь. Она всем движет. В данном случае любовь к земле, которая взрастила, где родились, жили и умирали деды и отцы. Чтобы нас помнили через много лет, чтобы из этих книг узнали, какими мы были, как жили, о чем думали, что чувствовали.
Наша районная газета много раз писала о делах районной строительной организации и его руководителе, но больше все в производственном плане, в связи со сдачей очередного объекта, профессиональным праздником - Днем строителя. Но откуда он такой, Владимир Богомолов?
Все мы родом из детства. С него и начнем. «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом». Рассматриваю старые фотографии, дорогие реликвии семьи Богомоловых. Вот начало 50-х, отец Семен Семенович, фронтовик, так и не сменивший еще военную форму на штатский костюм, мама - Прасковья Алексеевна, гладко причесана на прямой пробор, в платьице в мелкий цветочек, он - восьмилетний пацан в клетчатой рубашонке, шестилетний братишка Семен в штанишках на помочах и совсем маленькая сестренка Клавдия в чепчике.
Отец, участник кровопролитной Курской битвы, был в самом месиве, после тяжелой травмы позвоночника списан подчистую в 1943-ем. 21-летним инвалидом он вернулся в родные Старые Грязные. Постоянно превозмогал боль, но вида не показывал. Однако она стояла у него в глазах, это видно даже на старом фото. Приглянулась 18-летняя Прасковья из репрессированной семьи, поженились сразу, не раздумывая. Говорят, первая любовь хрупкая, как стекло, а у них первое чувство оказалось прочным. Через год появился первенец. Тогда чуть ли не в каждой сельской избе был свой фронтовик, и мальчишки бахвалились друг перед другом героическими отцами, пересказывали их лихо закрученные, как в современном блокбастере, байки про «войнушку». А Володе и похвастаться было нечем. Отец о войне молчал или отделывался скупыми фразами: «Не надо тебе об этом знать. Война - дело страшное».
Потом, когда подрос, понял, те, кто был не в штабе, не в канцелярии, не в обозе, а под пулями и снарядами, о войне вспоминать не любят, потому что это невыносимо тяжело.
- Вы на отца похожи, - спрашиваю я Владимира Семеновича, вглядываясь в фотографию.
- На всех понемногу. А больше всего на деда Алексея по материнской линии, хотя я его никогда не видел. Но он «сидит» во мне крепко. И рассказывает еще об одной ветви своего генеалогического древа. В 30-ые его дед, Алексей Горбунов, по материнской линии, был дьяконом в старогрязновском приходе. Человек просвещенный, имел богатую библиотеку, выписывал из Москвы толстые духовные журналы «Воскресный день» и «Русский паломник», вел их подшивки, которые давал читать всем желающим.
В 30-ые годы его репрессировали, сослали в Ташкент, откуда он больше не вернулся. Когда арестовывали, жену с ребятишками выгнали из дома прямо на снег. Но в селе их везде принимали. А там и весна, подножный корм пошел, постепенно год за годом жизнь налаживалась.
От большой библиотеки дьякона осталась лишь подшивка журналов, которые, после того как сельчане их вновь и вновь перечитывали, таяли на глазах. Вот и маленький Володя Богомолов читать учился по «Русскому паломнику».
- Там, на титульном листе была царская семья в овале, - вспоминает Владимир Семенович, - публиковали Жития Святых, рассказы русских писателей, а также публицистику.
К шести годам он уже выучился по этим журналам читать, осилил не только все Житии, святочные рассказы, но и даже статью Льва Толстого о русской революции.
В семейных преданиях есть такие воспоминания. Однажды бабушка Аксиния встретилась со своими сверстницами у колодца, тут же играли их внуки. Бабушки решили показать, на что их любимцы способны: «Расскажите стишки, которые выучили». Один мальчуган первый отозвался: «Я стихов не знаю, я песню спою». И понес такую матерщину! А шестилетний Володя запел молитвы. Он к тому времени знал их до сорока.
Религиозность в нем с детства. С дома бабушки Аксинии, где атмосфера была намоленная. И не случайно Владимир Семенович Богомолов вместе со своей ПМК первым взялся за восстановление Мамонтовой пустыни. Ведь он еще маленьким паломником ходил туда с бабушкой на богомолье. Сохранилась фотография этого места начала 2000-х, где Владимир Семенович вместе с братом Семеном Семеновичем и сыном Олегом на диком еще, поросшем камышом берегу святого Мамонтова озера. И десять лет не прошло, как здесь вырос культурно-православный центр, во главе которого храм-часовня, возведенная строителями Сосновской ПМК, удивительно гармонично вписавшаяся в это место, где так легко и свободно дышится.
Сегодня и озеро очищено от ила и навоза, который сбрасывали сюда во времена безбожья.
- Если б не наш губернатор Олег Иванович Бетин, вряд ли бы это духовное место возродилось, - говорит Богомолов.
Но не возродилось оно, если б не было и Владимира Семеновича, он стал с самого начального этапа главным двигателем этого святого дела. На его счету еще множество духовных православных объектов, которые возводила, реставрировала Сосновская ПМК: храм на Тамбовском Полынковском кладбище, Михайло-Архангельский в Староюрьеве и сегодня ведут строительство часовни на территории Моршанской суконной фабрики, продолжают отделочные работы храма в Большой Липовице - к 200-летию старца Амвросия Оптинского, родившегося на этой земле. Заложили фундамент церкви Тихвинской Божьей Матери в староюрьевском селе Вишневом, а также храм в сосновском селе Вторые Левые Ламки. У Сосновской ПМК самый большой опыт храмового строительства в области. Эти объекты приходят к ним, словно, не случайно, а именно тогда, когда организации приходится особенно туго, когда другие строительные программы не идут. Но потом «госпожа удача» вновь поворачивается к Сосновской ПМК лицом.
- Строители, прорабы, - говорит Владимир Семенович, - любят такие объекты, они поднимают от земли, возвышают душу. Здесь матерное слово из уст не вырвется даже само собой.
В семье Владимира Семеновича оно вообще никогда не звучало, и порки в воспитательных целях, как водится на святой Руси, не было. Его родители, Семен и Прасковья, были людьми светлыми, воспитывали словом.
Их старший сын Володя, выросший среди грязновских бугров, полей и перелесков, мечтал о лесной профессии. Но как-то случайно поступил в Моршанский строительный техникум. Там преподавателем русского языка и литературы был сразу же замечен его литературный талант. Но какой подросток в те годы стихов не писал! Вот и Володя самовыражался. Но однажды учительница задала написать сочинение по мотивам Гоголя. Он тогда сразу же, как пришел после занятий, взялся за перо, придумывал свою историю про Хрюнова и Скрягина в гоголевском стиле. Литераторша, подводя итог фантазий будущих строителей, сказала, есть и пятерки, но вот сочинение Володи Богомолова оценить не могу, потому что оно выше пятибалльной системы!
До сих пор любимыми писателями Владимира Семеновича остаются те, кто воспел нашу среднерусскую природу, - Пришвин, Паустовский, Бианки. Он много лет был азартным охотником, но теперь все чаще как-то рука не поднимается следовать этому пещерному мужскому инстинкту. Кстати, у Пришвина азарт охотника также с возрастом пропал.
У Богомолова, заядлого библиофила, появились сегодня в его коллекции богато оформленные книги русских классиков, например, Булгаковский том «Мастера и Маргариты» в кожаном переплете с застежками. Очень дорогое издание! Но ему дороже и милее дешевая маленькая книжица, изданная в Саратове, в 1958-ом «Охотничьи зори», которую подарил недавно приятель.
В свое время я писала о каждом объекте, возводимом в Сосновке ПМК Богомолова. Это и многоквартирные дома на улице Мичурина, где бесплатное жилье в свое время получали в первую очередь его строители, а когда семья расширялась, ей и жилплощадь, более просторную, от ПМК давали.
Сосновскую школу №2 впервые строили с армопоясом - бетон, насыщенный арматурой, на каждом этаже. Это давало жесткость зданию. В результате школа №2 практически сейсмоустойчива. А вот школа №1, как лебединая песнь. Там в конце 60-х молодой мастер, новоиспеченный специалист после Моршанского строительного техникума, которому доверили бригаду девушек-красавиц, прибывших после строительного училища из Брянской области, можно сказать, прямо на объекте сделал предложение руки и сердца прекрасной Елене, когда вместе с ней делал разметку здания. Сказал: «Вот тут будут учиться наши дети». Елена тогда зарделась румянцем. Но так и случилось. Эта запорожская казачка стала его судьбой. Школу, которую они начинали строить вместе, окончили их дети. А сегодня их внучка Настя Богомолова, выпускница Сосновской школы №1 стала дипломанткой регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя семья в истории моей страны». Она рассказала о своем прадеде по материнской линии. Но каждая российская семья - это маленькая капелька истории России, героическая и трагичная. И хорошо, что у нас сегодня нет, наконец-то, «Иванов, родства непомнящих». Владимир Семенович помнит и чтит всех своих предков, свою родню не только по прямой линии, но и дядьев и по материнской, и по отцовской ветвям. Они все сражались за Родину во время Великой Отечественной и все вернулись в родные Старые Грязные, кроме моряка дяди Ивана, который нашел вечный покой в далеком от него море.

Автор:Вера Попова