«Дружба» на века

« Наше слово »
41
от
Среда, 1 октября, 2014 (Весь день)
824
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/10/01/top68.ru-druzhba-na-veka-44021.jpg?itok=QPT33nzn
Пятого октября 1964 года на нефтеперекачивающую станцию «Никольское» в Мичуринском районе поступила первая нефть 
Это село стало одним из ключевых звеньев в системе огромного нефтепровода с красивым и символичным названием «Дружба».

Огромный вклад в развитие «Дружбы», в том числе и в Тамбовской области, внёс Александр Кукушкин - известный инженер-нефтяник, проработавший в нашем городе и районе 16 лет. Сюда его по долгу службы в 1964 году перевели с нефтепромыслов Татарии, где началась его трудовая биография. В это время именно Татария была кузницей первых кадров для нефтегазовой отрасли. Это была непростая школа, но именно она впоследствии позволила без посторонней помощи вписать ему своё имя в славные страницы советской нефтянки. До весны 1980 года он возглавлял Мичуринское районное управление магистральных нефтепроводов «Дружба», чьи производственные объекты расположены в селе Новоникольское. 

 
Проект века
 
О «Дружбе» - разговор отдельный. В 1958 году на сессии Совета Экономической Взаимопомощи, в Праге, было подписано соглашение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, Чехословакию, ГДР и Венгрию. Название было символичным - «Дружба». Строительство началось в 1960 году, начальной точкой строительства стал Альметьевск. Каждая страна должна была поставить необходимые стройматериалы, машины и оборудование. Трубы изготавливал Советский Союз, арматуру поставляла Чехословакия, ГДР была главной по насосам, а Венгрия отвечала за автоматизацию коммуникационного оборудования. В 1962 году первая нефть поступила в Чехословакию, в 1963-м - в Венгрию, Польшу и ГДР. Весь трубопровод был введён в эксплуатацию в 1964 году. И сегодня «Дружба» - крупнейшая артерия для транспортировки нефти в Европе и одна из крупнейших в мире. 
У истоков этого гиганта, перекачивающего «чёрное золото» по протянутым на многие тысячи километров стальным магистралям и стоял со своими единомышленниками Александр Кукушкин. Он же принял первую поступившую в 1964 году нефть на нефтеперекачивающую станцию  «Никольское» в нашем районе. Сколько бессонных ночей стоил ему этот объект! Работа велась в авральном режиме, сроки поставок оборудования срывались, сверху приходили строгие директивы… Кукушкин делал всё возможное, чтобы намеченные в высоких кремлёвских кабинетах планы были воплощены в жизнь. Престиж страны и профессии были для него превыше всего.
Посвятивший большую часть своей жизни созданию нового современного предприятия, он лично участвовал в создании этого сложного механизма. К тому времени в связи со значительным повышением мировых цен на нефть Советский Союз быстро начал завоевывать роль крупной мировой «ресурсной державы», а в экономике государства всё большее значение имели средства, вырученные от продажи энергоресурсов. Тогдашние «счастливые семидесятые» многим обязаны именно нефтяникам. Освоение космоса, Олимпиада-80, помощь развивающимся странам, бесплатное жильё и высокотехнологичная оборонка - всё это финансировалось в СССР за счёт доходов от нефтедобычи. В числе тех, кто давал стране это богатство, был и Александр Кукушкин.
Высокую оценку деятельности Александра Ивановича дал лично министр нефтяной промышленности СССР Валентин Шашин: «Там, где Кукушкин, там всё будет сделано грамотно и точно в срок,  любой ценой». Как известно, Шашин словами не разбрасывался.
Во главе перемен
 
Словно опережая своё время, грамотный и инициативный специалист Александр Иванович много времени уделял вопросам внедрения автоматики и телемеханики, подчёркивая, что в этом - одно из условий безаварийного будущего нефтепроводного тран-спорта. 
- Было в этом человеке что-то такое, что располагало к нему, - вспоминали его сослуживцы, - высокого роста, энергичный, он ни минуты не мог усидеть на месте без дела! Без конца спешил успеть что-то, и если уж цеплялся за какую-то идею, то неизменно доводил дело до завершения - будь то изобретение, рацпредложение, которых в ту пору делалось немало, или строительство нового объекта, жилого дома… Хорошо в людях разбирался. Оценивал каждого по достоинству и умел поддержать, похвалить человека. 
 
Инженер-практик
 
К тем же, кто недобросовестно относился к работе, Александр Иванович был предельно строг и взыскателен. Чем вызывал обиды и накликал на себя жалобы в партийные органы. За это ему приходилось выслушивать критику от партийного руководства. Но как человека дела его ценили и мелкие недочёты прощали. У него многие специалисты научились не просто работать, а трудиться творчески. Для любого инженера-практика - это ключевой момент в работе, нацеленной на успех.
Кукушкин неоднократно избирался депутатом Мичуринского городского Совета депутатов трудящихся и принимал участие в решении городских проблем. Большое значение уделял социальной сфере - предприятие оказывало шефскую помощь школам, больнице, Дому пионеров, возводилось жильё, благоустраивалась территория, сотрудники обеспечивались путёвками в дома отдыха и санатории.
Переехав в 1980 году из Мичуринска и позже выйдя на пенсию, связь с родной «Дружбой» Кукушкин поддерживал постоянно: писал письма, общался по телефону с руководителями предприятия, отзывался на статьи в журналах и газетах. В 2012 году он ушёл из жизни, не дожив каких-то пару лет до пятидесятилетнего юбилея родного предприятия          с красивым названием «Дружба»…
Ветеран труда Александр Иванович Кукушкин награждён орденами и медалями СССР, отмечен зарубежными специалистами за вклад в развитие международной трубопроводной системы. Бывшие соратники и сослуживцы обратились к руководству Мичуринска с просьбой разрешить установку мемориальной доски на здании районного управления ОАО «МН «Дружба», где работал Человек и Профессионал, успевший сделать так много для небольшого провинциального города и такой огромной страны…
 
 
Фото из семейного архива Кукушкиных
Автор: 
Вадим Гранитов
Читайте также:
Наверх