«Фото и живопись говорят на одном языке»

« Ровесник »
5
от
Среда, 9 февраля, 2011 (Весь день)
1056
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/02/09/top68.ru-foto-i-zhivopis-govoryat-na-odnom-yazyke-349.jpg?itok=p36G8mqr

Так считает герой рубрики "Персона Грата" Никита Меркулов, один из счастливых обладателей полупрофессиональной "зеркалки" и образного мышления. В беседе с ним мне удалось узнать, какое место в его жизни занимает фотография, обменяться мыслями по поводу того, какими качествами должен обладать хороший фотограф, а также услышать о том, что фотоискусство не даст погибнуть многим идеям. 

 

– Как считаешь, можно ли назвать фото искусством, а фотографа – художником?
– Конечно, можно. Фотография – такое же искусство, как, скажем, живопись. У них много общего. И хотя фото и живопись расположены в одной плоскости и "говорят они на одном языке", фотография долго считалась неспособной передать авторскую точку зрения, потому что слишком уж точно передавала реальность. Конечно, такое противопоставление было только на первых порах, а сейчас, с появлением цифровой обработки появляется всё больше средств для передачи конкретных идей автора. По поводу, что важнее – творчество или техника, думаю, что всё одинаково важно. Лучше всего развивать себя во всех направлениях.
– То есть без фотошопа никуда?
– Да, именно так.
– Для тебя это хобби, самовыражение или нечто иное?
– Всё сразу. Мне нравится фотографировать, потому что именно фотография позволяет быстрее и точнее передавать мои мысли. Пока, конечно, я только учусь, и лучшее часто получается спонтанно. Идеал вижу в том, чтобы не только иметь конкретную задумку, но и реализовать её так, как я это себе представлял.
– Коммерческой фотографией заниматься не собираешься?
– Нет, только для души.
– Что больше всего любишь снимать?
– Раньше больше фотографировал пейзажи, теперь стараюсь снимать людей. Я пытаюсь делать так, чтобы антураж в фотографии не просто был красивой декорацией, а играл какую-то роль в передаче состояния. Пока не всегда получается.
– Какими качествами по-твоему должен обладать фотограф?
– Прежде всего, талантом. Многие говорят, что любая творческая работа – это только на десять процентов талант и на девяносто процентов – упорная работа. Я не согласен с этим. Все люди по-своему приспособлены для творческой работы и, в общем-то, многие могут научиться фотографиировать. Только вот из этого не получится ничего интересного, если нет настоящего таланта.
– Фотограф должен быть самокритичным?
– Да, должен. Как и всякий, кто занимается искусством. Иначе ни о каком саморазвитии не может быть и речи.
– Тебе не кажется, что сейчас фото стало попсой, у каждого второго есть "зеркалка" и сорок альбомов в "контакте", и в области фото царит "массовая посредственность"?
– Да, пожалуй. Это происходит от того, что фототехника становится доступнее. Хочется, конечно же, как-то “отстроиться” от остальных и предложить что-то своё, уникальное. Но в мире шесть миллиардов человек, и как не будешь стараться, всё равно останешься чем-то похожим на других.
– Есть ли у тебя любимая фотокарточка, которой ты гордишься?
– У меня есть несколько лучших фотографий, которые я могу показывать в качестве портфолио, но со временем многое перестаёт мне нравиться. Буду стараться делать лучше.
– Фото – это изделие или творение?
– Смотря какое фото. Я бы не хотел свои фото превращать в изделия, именно поэтому стараюсь не фотографировать слишком часто.
– Расскажи подробнее о процессе фотосессии. Какой подход к тем людям, которых ты снимаешь? Хитрости, тонкости, что-то в этом роде.
– Я стараюсь фотографировать только знакомых. Сначала мы придумываем образ, подходящий человеку и выбираем место, которое поможет этот образ передать. Не надо делать ничего спонтанно, хотя иногда именно так получается лучше.
– Откуда черпаешь вдохновение?
– Отовсюду: музыка, кино, грёзы, другие фото, люди.
– И часто идеи приходят во сне?
– Иногда что-нибудь необычное снится – подсознание подкидывает что-то очень красивое (по моим понятиям). Хотелось бы это как-то реализовать и показать другим людям, иначе все эти вещи просто останутся в голове, пока не “протухнут”, и от них не будет никакого толку.
– У тебя есть критерии удачного снимка?
– Не сказал бы. Пожалуй, в техническом плане я уже немного освоился, теперь стараюсь делать что-то необычно и эмоционально.
– Читаешь ли какую-нибудь литературу по фотосъёмке?
– Да, сейчас перечитываю советские книги – очень познавательно.
– Великий американский искусствовед Джон Зарковский говорил, что "удача – лучший учитель внимательного фотографа". Согласен?
– Да, если есть голова на плечах и капелька воображения.
– Как влияет на фото твоё настроение?
– Сейчас фото получаются в более тёплых и жухлых тонах. Наверно, период такой.

Фото Никиты МЕРКУЛОВА.

 

 

Автор: 
Александр Смолеев
Читайте также:
Наверх