Лента новостей
Статья22 апреля 2015, 09:52

Герой родной земли - герой Победы дважды

В специальном тематическом приложении «У Вечного огня» ровно, как и пять лет назад к 65-летию Великой Победы, в преддверии знаменательной даты 70-летия Великой Победы завершается цикл публикаций на эту священную тему. Редакция газеты «Маяк» предлагает своим читателям очерк кандидата исторических наук, заслуженного учителя РФ В. Забровского в соавторстве с главой администрации района, кандидатом экономических наук В. Айдаровым о дважды Герое Советского Союза, нашем земляке Алексее Константиновиче Рязанове.

Предлагаемый очерк, основанный на документах, личных встречах, материалах печати, в том числе районной, статей в энциклопедиях, книгах и сведений в интернете, рассказывает о взрослении, учёбе, участии в Великой Отечественной войне, службе в Вооруженных Силах, малой родине селе Б. Кочетовка и Токаревского района Алексея Константиновича Рязанова, 95-летие со дня рождения которого отмечается в 2015 году и который единственный в Тамбовской области дважды Герой Советского Союза, уроженец Тамбовщины..

Семейный очаг Алексея. Поиск смысла жизни

Алексей Рязанов родился 27 февраля 1920 г в семье крестьянина Константина Ивановича и Фионы Акимовны Рязановых, крещён 28 февраля в Покровской церкви с Б. Кочетовка Тамбовского уезда священником отцом Павлом Савельевым и назван Алексеем в честь Святителя Алексея, митрополита Московского, восприемники (крёстный и крёстная) с села Б. Кочетовка - крестьянин Федор Акимович Пешков и Наталья Ивановна Рязанова. Первенцем был Дмитрий (1916), вторым - Сергей (1918), третьим – Алексей, потом - Антонина (1928) и Вячеслав (1937 г. рождения). До 1929 года Константин Иванович - крестьянин - общинник, исправно платил налог на землю и нёс повинности в пользу сельского общества.

Семья проживала на Грачёвке, в небольшом кирпичном доме размером восемь на шесть метров, построенном еще прапрадедом Алексея в 1824 г., три окна которого выходили на северо-восток, а два - на юго-восток. Небольшие дощатые сени, ход с левой стороны, крыт соломой. Как входишь в дом - русская печь справа, с полатями для большого семейства, потолок из плотно подогнанных досок, прочный, засыпной. Налево, в углу, икона, обеденный стол, три скамьи две простенькие железные кровати, одна детская, другая – для взрослых. Взрослые дети спали на полу, на ржаной соломе. Два хорошо сработанных сундука, один из которых с приданным Фионы Акимовны. Позади дома - сарай для скота и птицы. Напротив дома, через дорогу, на другой стороне порядка - второй сарай, более вместительный, для хранения и обмолота хлеба.

В конце 20-х годов, вспоминал Алексей Константинович, сарай был разобран и поставлен из него дом для тети, переехавшей в Токарёвку. Огород, как и у всех, 0 5 десятины, уходящий узкой полосой на 200 м. Колодец, с деревянным срубом и журавлём, один на три хозяина. Соседи: Завражины, Замараевы, Нечаевы. Это был первый, двухсторонний порядок от дороги Мордово - Токарёвка, разделявшей село надвое, упирался в железную дорогу, огибавшую село Б.Кочетовка дугой.

Маленький Алёша до школы много времени проводил у бабушки в играх, где возрастала его тётя Аня, родившаяся в один год с ним. Дети Рязановых учились в деревянном здании школы на 120 мест, построенном сельским обществом на деньги государства в 1900 году. Алексей, как и его братья, учился в трудовой школе первой ступени, а заканчивал уже семилетку в 1935 г. За учёбой детей, ходит до сих пор молва в деревне, мать следила очень строго. Константин Иванович трудился в колхозе " Путь Ленина", а после его реорганизации на мелкие хозяйства стал в нем председателем. Алексей хорошо учился, с удовольствием пел, по воспоминаниям Клавдии Васильевны Паниной: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...", - защищал слабых и не давал в обиду девочек. Еще в школе началась его дружба с голубоглазой Аней, что жила на втором порядке, ближе к железной дороге, и нередко приходил домой с обидой на неравнодушных к Анне соседних парней.

По окончании семилетки учился в ФЗУ г. Воронежа и одновременно занимался в аэроклубе, некоторое время работал на строительстве метрополитена. После смерти мужа Фиона Акимовна с детьми переезжает на Дальний Восток, но вскоре возвращается обратно уже в дом на другой стороне улицы, что напротив родового дома Рязановых.

Алексея тем временем призывают в армию, и он в конце 1939 года заканчивает сержантом Борисоглебское авиаучилище, куда привела его юношеская мечта. Он хорошо усвоил материальную часть и типы самолётов обновляющегося авиапарка страны. Однако особых успехов он достиг в лётном мастерстве: хорошо взлетал и садился, быстро набирал высоту, маневрировал, изобретательно вёл воздушный бой с виртуальным противником. Командир не раз ему говорил перед строем курсантов, среди которых были будущие асы А. С. Куманичкин, С. Г. Летаврин, А. В. Лобанов, и др.: "Курсант Рязанов, второго Чкалова нам не нужно, учебных самолётов у нас не так много, как и летчиков, которые у нас на счету". Рязанов отвечал: "Слушаюсь!", а на новых тренировочных полётах крутил "бочки", "мёртвую" петлю. Наблюдавшие снизу инструкторы хватались за голову. Знания и мастерство, полученные в училище, как показали ближайшие годы, не прошли бесследно. По окончанию училища А. Рязанов был направлен для прохождения воинской службы в 28 истребительный авиаполк, к юго-западной границе.

Война. Отступая, мы набирались сил

Обстановка была сложной, и "Мы, - не раз говорил А. Рязанов на встречах с односельчанами, - постоянно совершенствовали на аэродроме близ города Луцк своё лётное и боевое мастерство. Война была неизбежной, но оказалась для нас внезапной, неожиданной". С особым звучанием рассказывал А. Рязаново своём первом воздушном бое 22 июня1941 г, когда он сбил свой первый вражеский самолёт, бомбардировщик "Хеншель - 126", направлявшийся вглубь страны. В конце июня А. Рязанов сбил второй самолёт, уже тяжёлый бомбардировщик "Хенкель-111". Всего старший лейтенант А. Рязанов за первые три месяца войны сбил четыре фашистских самолёта. О своих воздушных боях А. Рязанов рассказывал на лекциях и семинарах во время учёбы в академиях, лекциях перед лётчиками в рамках Варшавского договора, в статье на страницах журнала "Вестник воздушного флота", авторам популярных статей в книгах о его подвигах в годы войны.

Журналисты и писатели, беседуя с А. Рязановым, описали в общей сложности около 2-х десятков его воздушных боёв из 97, в которых он участвовал. Они отметили мужество, храбрость, находчивость, изобретательность Рязанова, как лётчика, и его требовательность, новаторство, наставничество, как командира эскадрильи и помощника командира авиаполка. "По мере продвижения противника внутрь страны, - не раз говорил Алексей Константинович на своих встречах с односельчанами, начиная с пятидесятых годов, - наше мастерство росло, а воздушные бои в связи с усиливающимися потерями с немецкой стороны, принимали всё более и более ожесточённый характер. Обещанная Гитлером лёгкая победная прогулка обратилась затяжной военной компанией с непредсказуемыми последствиями для Германии".

Начало весны 1942 г. А. Рязанов встретил в составе полка на Брянском фронте. Полк получил на вооружение "Хокер Харрикейн". И. Н. Степаненко пишет в своих воспоминаниях, что он в это время был ведомым у командира звена А. Рязанова. Ведущий предупредил его в воздушном бою 6 июня 1942 г., что на хвосте у него "мессы" и тем спас ему жизнь. "Комэска был опытным лётчиком, берег меня. Но и я стремился отблагодарить тем же". Набравшись боевого опыта у своего ведущего комэска А. Рязанова, Степаненко вскоре и сам стал командиром 2-й эскадрильи полка. 12 июля А. Рязанов сбивает под Землянском "Ю-87", а 19 июля в течение одного дня ещё 3 самолёта противника: "Я тогда впервые был награждён орденом "Красного Знамени" - самой первой наградой для меня и сменил погоны старшего лейтенанта на капитанские". 21 августа 1942 г., возглавляя шестёрку "Яков- 1", прикрывавших группу штурмовиков " ИЛ-2", А. Рязанов сбивает один из восьми "Мессершмиттов", атаковавших их. В этот же день следующим вылетом он обнаруживает и сбивает итальянский истребитель "МС-200".

Сталинград. Кубань. Борьба за господство в воздухе

Летом 1942 г. резко ухудшилась обстановка на юго-восточном направлении. Враг вошёл в излучину Дона и Волги, пытаясь взять Сталинград в кольцо, отрезать его от Урала и Кавказа и выйти к нефтеносным районам. В сентябре Рязанов был назначен в специально - отобранную группу лётчиков - истребителей, образованной штабом 8-й воздушной армии под командованием капитана В.Я. Додонова. В составе этой группы А. Рязанов находился до завершения Сталинградской битвы. В период оборонительных боёв и контрнаступления воздушная армия прикрывала с воздуха и поддерживала войска Юго-Восточного, а затем - Сталинградского фронта, вела бои за господство в воздухе, участвовала в воздушной блокаде окруженной группировки врага, осуществляла авиационную поддержку сухопутных войск при разгроме группировки противника. В сентябре А. Рязанов сбивает в воздушном бою "Макки - 200". В ноябре 1942 г А. Рязанов в паре с ведомым И.Степаненко в воздушном бою с четырьмя "Ме-109", сбили всю четвёрку противника.

С окончанием Сталинградской битвы А. Рязанов был откомандирован в свой полк и принял участие в боях на Северо-Кавказком фронте, с весны 1943 г. на Кубани. Борьба в воздухе была напряжённой.28 апреля он сбивает "Ф-109", а 29 апреля - бомбардировщик. В конце мая 1943 года, как отмечал И. Степаненко, группа из десяти самолетов под командованием А. Рязанова вылетела на прикрытие войск в районе станица Крымская. В этом бою 2 самолёта противника сбил капитан Рязанов, а по одному приходится на Степаненко и капитана В. С. Лещенко. На следующий день Алексей опять ведет шестёрку истребителей. Завязывается жестокий бой. По одному "мессеру" сбивают Рязанов, Г. А. Усиков, В. П. Шлыков, Степаненко. Рязанов неотступно идёт за пятым. В районе Анапы он попадает в западню. С ходу он поджигает один из ведомых "юнкерсов", и, израненный, он сбивает ещё одного. Затем выбрасывается на нейтральную полосу. На аэродроме у Алексея перебинтовывают голову, а сам он улыбается, от ушиба один глаз у Рязанова заплыл кровью. На время лечения эскадрилью он передал Степаненко. С приближением Курской битвы обстановка на Кубани ещё более обострилась. В конце мая 1943 года он сбил, таким образом, 5 самолётов за 2 дня. Всего же в напряжённых боях на Кубани Рязанов одержал 10 побед. Был он уже в это время майором.

Воздушные бои над Кубанью, как отмечал не раз А. Рязанов на своих встречах с односельчанами, со школьниками и в личных дружеских беседах, отличались особой напряженностью и даже какой-то азартностью. Враг пытался взять реванш за зимнее поражение под Сталинградом. В отдельные дни на небольшом воздушном пространстве принимали участие в боях по 50-70 машин с каждой стороны. "Времени, - вспоминал А. Рязанов, - только хватало на взлёты, бой и посадки. Питались в основном американским шоколадом". Сбитый Рязановым немецкий лётчик был доставлен в штаб и допрошен. Рязанов был удивлен его внешним видом: "Почему так старо выглядишь?" "Я много летаю!" - его ответ не озадачил Рязанова. Это были опытные воздушные ассы, учившиеся летать ещё на наших аэродромах в 20-е годы, умножившие свой опыт в небе Испании и Франции и развившие его в нашем небе. "Мы знали и видели их боевой опыт и много учились, чтобы его превзойти", - говорил Рязанов.

"В другой раз, - рассказывает внучатый племянник А. Рязанова, - сбитый им пилот оказался рыжеволосой молодой женщиной с офицерскими и наградными знаками отличия". Враг был изворотлив и шёл на всё. После одного из боёв Рязанов заметил и поведал боевым товарищам, что в небе появился самолёт с нашей символикой, пристраивается в хвост и охотится на ничего не подозревающих наших лётчиков. Предупреждённые об опасности наши пилоты, - пишет И. Степаненко, - уничтожили вскоре коварного врага. Майор А. Рязанов, командир эскадрильи 4-го "ИАП-287-й" истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии, сбивший в ходе 67 воздушных боёв 16 самолётов врага и 16 в составе группы, был удостоен 24 августа 1943 г. звания Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина.

Курская битва закончилась победоносно и в начале сентября 1943 г. А. Рязанов, воспользовавшись коротким отдыхом, предоставленным полку для перевооружения, с разрешения командования приземлился на окраине родного с. Б. Кочетовка с орденами на груди. Он неожиданно появился в доме матери, проживавшей вместе с 12 - летней дочерью и 5 - летним сыном. Посмотреть на живого Лёшку, да еще с орденами, собрался весь порядок Грачёвка. Это наш молодой и самый "главный грач", - рассуждали на селе. Повидавшись с семьей, довольный, счастливый и уставший после прежних бессонных ночей, Алексей взлетел и направился на Рязань, где предстояло полку получить новенькие "Як-9Т" с 37 мм пушкой, превосходящей по массе секундного залпа большинство современных ему истребителей. Но по дороге где-то в районе Грязи, признался А. Рязанов своему внучатому племяннику, глаза сомкнулись сами, и он посадил свой самолёт, чтобы немного отдохнуть под теплым сентябрьским солнцем.

Мужество и храбрость наших лётчиков не знала границ. Как- то в разгар боёв на Кубани, заслышав гул фашистских стервятников, Алексей, получив приказ на вылет, говорит своему ведомому: "Ну что, полетим за орденом Красной Звезды?" Как будто бы речь шла не о смертельной схватке с врагом, а о легкой воздушной прогулке.

Победа! Нужно учиться дальше

Получив новые машины, полк, в котором служил А. Рязанов, перебазировался в распоряжение 2-го Прибалтийского фронта, созданного 20 октября 1943 г. Вторая половина октября прошла в тренировочных учебных воздушных боях. На фронтовом аэродроме Красные Изоры продолжили подготовку к боевой работе, когда приступили 10 ноября с разведки погоды. Основная же задача - помощь наземным войскам освободить Прибалтику. Истребители вылетали на прикрытие своих войск, а иногда - на их поддержку.

В январе 1944 года в полку произошла не боевая потеря лётчиков. Возвращаясь с боевого задания пилоты, пренебрегая мерами безопасности при выполнении одной из фигур сложного пилотажа, не выдержали дистанции, столкнулись и погибли. Это был не единственный случай непродуманных решений, как правило, у молодёжи. Рязанов, как отличный мастер воздушного боя, на партсобрании, обсуждавшего задачи по обеспечению безопасности лётчиков, говорил, что лётчик должен быть готов к любым неожиданностям, иметь в запасе наиболее эффективный вариант действий. Малоопытные лётчики бросаются на врага в открытую, не имея таких вариантов. Он высказывал эти советы не только от себя лично, но и от лётчиков старшего поколения. С начала марта лётчики прикрывали штурмовики, перехватывали самолёты врага, пытавшихся проникнуть в глубь нашей обороны, меняли свою дислокацию, находя лучшее укрытие для самолётов.

13 апреля Рязанов поздравляет с днём рождения и присвоением звания Героя Советского Союза И. Степаненко, находящемуся в госпитале на излечении. Из-за весенней распутицы полёты прекратились, и только в конце июня началась большая подготовительная работа к предстоящим боям, отмечал в своей книге Степаненко, с разведки войск противника и штурмовки его скоплений на железнодорожных станциях.

В первых числах июля 2-ой Прибалтийский фронт переходит в наступление. Враг нёс большие потери. 3 июля полк перебазировался на новый аэродром, и А. Рязанов принял активное участие в боях летом 1944 года. В середине июля полк помогал "Илам" громить колонну врага в районе Лудза- Резекне, Карасава-Резекне, Резекне-Даугалпилс. Девятка "Илов" в тесном строю выходит,- пишет Степаненко, - для боевой работы. Мы за ней - уступом на флангах и сзади. Эскадрилья майора Рязанова прикрывает в непосредственной близости, моя эскадрилья представляет ударную группу. Сверху шестёрка "фоккеров!". "Заградительным огнём поражены три "фоккера". Начеку и эскадрильи майора Рязанова. Ещё два стервятника врезаются в землю".
Автор:Подготовила М. Максина