Лента новостей
Статья4 июня 2012, 10:45

И это всё о нём...

Кто из нас с детства не помнит "Сказку о Коньке-Горбунке" П. Ершова? Её читали даже те, кто "Муму" не читал.
Было у отца три сына,
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Потом оказывается, что младший (его всегда зовут Иваном) всех умнее. Не напрягаясь, он совершает множество героических деяний, женится на царевне и получает полцарства.

По жизни бывает иначе. Человек рождается в царской семье, всю жизнь работает как лошадь, женится на прачке…

Ну, так вот, жил-был царь Алексей Михайлович Романов. От двух жён (М. Милославской и Н. Нарышкиной) он имел 16 детей. Мальчики, как правило, умирали в раннем возрасте, девочки доживали до глубокой старости. К моменту смерти Алексея (29.01.1676) у него оставалось три сына: Фёдор и Иван (от Милославской) и Пётр (от Нарышкиной). Старший был умным, но болезненным (почти не ходил из-за опухающих ног), среднего современные медики назвали бы дебилом (к шести годам он не говорил), Петру было лишь 3,5 года (род. 30.05.1672 по старому стилю).
После непродолжительного царствования бездетного Фёдора (1676-1682) трон оказался вакантным. Выбор был между слабоумным Иваном и 10-летним Петром. Семейные кланы Милославских и Нарышкиных вступили в борьбу. Пришли к компромиссу: пусть будут два царя - первый и второй. Изготовили даже двухместный трон. Первым назначили Петра, вторым - Ивана, а правительницей при них - царевну Софью. Затем под давлением стрельцов, поддерживавших Софью, позиции царей поменяли.
"Братушку Петрушу" регентша отпустила в село Преображенское, разрешила ему жить, как он хочет, играть в "войнушку", для игрищ создавать "потешные полки" (ставшие прообразом регулярной армии). Так прошло несколько лет. У 17 годам ему пора было вступать на престол. Петра женили на Евдокии Лопухиной из знатного боярского рода (цари не могли быть холостыми). Но Софья-то вошла во вкус самодержавной власти… События августа 1689 года до сих пор покрыты мраком. То ли действительно Софья с помощью стрельцов пыталась убить Петра, то ли это была провокация, то ли просто слухи. Дело закончилось тем, что "потешные" и верные царю стрельцы вошли в Москву. Софья была отстранена от власти, под именем Сусанны пострижена в монахини и скончалась в Новодевичьем монастыре спустя четырнадцать лет.
Первые годы правления Петра не ознаменовались чем-либо выдающимся. Он развлекался, пьянствовал, посещал немецкую слободу, где жили иностранцы и его любовница Анна Монс. Но именно в это время складывается круг его близких друзей, которые сыграли не последнюю роль в будущих преобразованиях и стали выдающимися деятелями России. Члены этого круга происходили из различных социальных слоёв. Здесь были и аристократы (Долгорукие, Голицыны, Шереметевы), и дворянство средней руки (Апраксины, Толстые), и простолюдины (Меншиков, Шафиров, Ягужинский). В число близких к царю попали и иностранцы: шотландец Патрик Гордон (старый вояка-наёмник) и швейцарец Франц Лефорт (весельчак, собутыльник, знаток европейского этикета и манер).
К середине 90-х годов ХVII века к Петру приходит осознание того, что он является не просто человеком, которому всё позволено, а и то, что он - государь державы, находящейся на задворках Европы. Россия занимает огромную территорию, но отрезана от морей (на Чёрном море - турки, на Балтике - шведы). В России мало грамотных людей, она зависит от ввоза самых необходимых промышленных товаров, в Европе её боятся и презирают.
Начинается период деятельности, когда, по выражению поэта, он "Россию поднял на дыбы". Царь решает отобрать у турков Азов, который находился в устье Дуная и препятствовал выходу русских в Азовское и Чёрное моря. Кампания 1695 года началась неудачно. Крепость была блокирована с суши, но получала помощь с моря. Пётр едет в Воронеж, где растут корабельные сосны и река с одноимённым названием впадает в Дон. Осенью и зимой строят галеры и корабли. Весной 1696 этот новострой спускается к Азову, блокирует крепость с моря. Турки сдаются. Через год корабли сгнивают, так как были построены из сырого дерева. Зато столица Черноземья становится местом рождения российского флота. И в стране появляется первый генералиссимус, один из руководителей походов - А. Шеин (правда, непонятно, за какие заслуги).
Турки собираются вернуть Азов. Пётр снаряжает "Великое посольство" в Европу (1697-98), чтобы найти союзников в борьбе с Османской империей и посмотреть, как они там живут. Посольство было огромным (около 250 человек). Кого там только не было: придворные, купцы, мастеровые, шпионы. Официально посольство возглавляет Лефорт. Царь маскируется под рядового участника - бомбардира Петра Михайлова. Европейцы делают вид, что монарха не узнают: да и как его узнать при росте 206 сантиметров? Посольство никуда не спешит, подолгу оставаясь то там, то здесь. Посетили Курляндию, Голландию, Англию, Австрию. Пётр несколько недель работает на корабельных верфях Саардама в Голландии (сейчас ему там установили памятник и нашим туристам говорят: "Здесь ваш царь работал у нас плотником!"). В Англии посетил парламент. (Ему там не понравилось: "Как это подданные могут критиковать своего короля?"). Русские купцы заключали контракты, дипломаты договаривались, шпионы, понятное дело, шпионили. Вербовщики приглашали в Россию инженеров, механиков, офицеров, корабелов. Всего в Россию прибыло свыше 530 специалистов, то есть была не "утечка мозгов" из страны, а их приток. Трудно сказать, сколько бы ещё путешествовало это посольство, но восстание стрельцов (1698) заставило царя вернуться в Россию. Союзников в борьбе с турками найти не удалось, зато нашли союзников в борьбе со Швецией (Дания, Саксония). Образовался Северный союз.
С восставшими стрельцами ещё до приезда Петра “разобрались” П. Гордон и А. Шеин. Был учинён сыск. Свыше 110 человек из числа мятежников были казнены. Но когда царь вернулся, ему показалось, что разобрались плохо и казнено мало. Было учреждено новое расследование. "Виновных" оказалось более тысячи. Стрельцов свозили в Москву, рубили головы, вешали. Сам Пётр принимал участие в расправе. Документально подтверждено, что он собственноручно отрубил головы более чем у 70 человек. Часть стрельцов была развешана между зубцами кремлёвских стен, и качающиеся тела казнённых долго внушали ужас москвичам.
А затем началась Северная война и преобразования. Шли события одновременно. Новации начались со стрижки бород. Про это помнят абсолютно все, кто хоть немножечко интересуется историей вообще и правлением Петра, в частности. Причём, это воспринимается, как нечто смешное и несерьёзное. Это не так. Представим себе следующую ситуацию (сейчас подобное называется исторической реконструкцией): кто-то из наших нынешних руководителей едет в Шотландию, ему нравится вид тамошних мужчин и, по возвращении, он издаёт указ, чтобы все мужики нашей страны ходили в юбках. Представили? Я не очень… Речь шла не о внешнем виде, а о вековых устоях. Бороды разрешалось носить только крестьянам и духовенству. Бояре плакали, когда им резали бороды, они считали позором, что лицо у них вдруг стало "лысым". Но, когда ввели немалый налог на ношение бород, строптивцы смирились. Будут нас штрафовать на 1 миллион рублей за несанкционированные митинги, и мы будем сидеть дома, а в государстве нашем будет тихо и спокойно. До поры, до времени…
Серьёзным нововведением для страны был переход на европейское летоисчесление. Вся Европа вела счёт от Рождества Христова, а Россия - от сотворения мира (и разница-то всего-навсего в 5508 лет). Началом нового - 1700 года становилось 1 января (а не 1 сентября, как раньше). Указом монарха было велено этот день праздновать активно: пировать, веселиться, плясать, пускать фейерверки, в меру пить, но не напиваться, "так как и других дней в году для пьянства много".
Все эти новшества церковь восприняла в штыки. По России пошёл слух, что царя за границей подменили, а приехал назад антихрист. Для аргументации брали предыдущий перед новым календарём год - 1699, переворачивали две девятки и получали 666 - "число зверя". Петра это не очень волновало. Он гнул свою линию - ближе к Европе.
Изменения начала ХVIII века впечатляют. В стране открываются десятки школ - цифирные для простонародья, навигацкие - для подготовки мореходов, Шляхетский корпус - для подготовки офицеров. Детей дворян принудительно отправляют учиться за границу (Действует принцип: "Не хочешь учиться, не смей жениться!") Куда денешься, ехали. Для дворянства устраивались вечеринки - ассамблеи, куда они были обязаны являться со своими чадами и домочадцами. Молодёжь теперь могла хотя бы пообщаться друг с другом. А до этого дворянские девушки сидели в своих теремах, глядели из-за занавесочки на проходящих парней и проходящую жизнь и "ни гу-гу". А потом их выдавали замуж за какого-нибудь гоблина.
Вводилось европейское платье, парики, манеры (политес).
Был введён гражданский шрифт, более доступный, чем существовавший церковнославянский. Стала издаваться первая газета "Ведомости", в которой грамотные люди могли найти информацию о том, что происходит у нас и "за бугром". Новости, правда, были 2-3-меcячной давности, но всё же читающие стали иметь представление, что не только в их городе что-то происходит.
Появилась Кунсткамера, где сначала собирали всякие биологические диковинки. Затем она стала прообразом различных музеев.
С церковью у царя отношения были напряжённые. Самодержавие не терпит конкурентов во власти. В 1700 году умирает патриарх Адриан. Выборы нового - не компетенция царя. Но запретить выборы он может. Что и делает. Назначается местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский, поляк, не совсем православный, в прошлом - униат. (Кстати, традиция блюсти кому-то место не изжила себя и в ХХI веке). До смерти Яворского (1721) верующие привыкли к тому, что патриарха у них нет. Это облегчило Петру задачу. Учреждается Священный Синод, орган, ставящий церковь под контроль государства. А Монастрыский приказ контролирует её доходы и расходы.

(Окончание в следующем номере)

Автор:р. п. Знаменка