Лента новостей
Статья18 декабря 2014, 13:00

И находка, и клад

Проезжая по поселку 2-й Савальский, мимо разрушенного по чьей-то бесхозяйственности и недальновидности здания основной средней школы, даже людям, не имеющим отношения к этому когда-то учебному заведению, становится не по себе. Что уж говорить о тех, для кого школа стала по- настоящему родным домом, дала путевку в жизнь. А теперь у бывших её выпускников даже нет возможности прийти сюда, пройтись по шумным когда-то коридорам, посидеть за партой и хоть ненадолго вернуться в свое счастливое и беззаботное детство.

А какие чувства при виде развалин бывшего островка знаний каждый раз возникают у бывшего директора Т. С. Тюриной, из окон дома которой видно то, что осталось от места ее работы, в которую она вложила всю свою душу, можно только представить.

Началась педагогическая деятельность Тамары Сергеевны с воплощения детской мечты. Стать учителем она решила, еще учась в начальных классах в деревне Андреевке, что в Ржаксинском районе. Смышленая девчушка обладала отличной памятью, знала наизусть много стихотворений и с удовольствием декламировала их перед всем классом и близкими родственниками. В её деревеньке была только начальная школа, так что в среднюю Тамара ходила в Ржаксу, за семь километров, которые приходилось преодолевать пешком в любую погоду. Бывало, что и щеки отмораживала. Семье, где было пятеро детей, в послевоенные годы приходилось ох как нелегко. Тамарин отец погиб на фронтах Великой Отечественной за два месяца до ее рождения. Матери приходилось тянуть все на своих плечах, но благодаря её трудолюбию и золотым рукам, которые обшивали и обвязывали своих деток, они как-то умудрялись выкручиваться. Дети, как могли, помогали матери. Но трудности только закаляли характер младшенькой Томочки и укрепляли ее в желании получить высшее образование. Кстати сказать, из ее ровесников-односельчан только ей удалось осуществить свою мечту. Но до этого, по указу Сталина, все окончившие десятилетку были обязаны два года отработать в колхозе. В то время в Андреевке была своя птицеферма, где Тамара и трудилась, и одновременно готовилась к поступлению в Тамбовский пединститут. Мама на этот счет ничего Тамаре не говорила, но, когда та успешно сдала вступительные экзамены и получила по почте уведомление о зачислении на филологический факультет, вдруг расплакалась: «На что же я буду учить тебя, доченька?». На это Тамара решительно ответила: «Я буду учиться на стипендию». Отступать было некуда. Девушка твердо шла к своей цели. Когда для нее не нашлось места в общежитии, она, не раздумывая, пошла к ректору, объяснив ему свою ситуацию, на что тот предложил ей: «Хочешь каждый день раскладывать и складывать раскладушку? Живи!». Но это для Тамары не было препятствием. В общежитии она быстро сдружилась с однокурсницами и студентками постарше, они стали настоящими подругами. Вместе готовились к занятиям, не пропускали ни одного сеанса в кинотеатре. После года учебы курс разделили на группы. Тамара попала на факультет иностранных языков, который и окончила по специальности «Учитель французского языка». Свой предмет она просто обожала, стараясь все знания, накопленные за годы учебы, передать ученикам Юрловской школы Никифоровского района, куда была направлена по распределению и где проработала 12 лет. На ее уроки приходили посмотреть не только коллеги, но и преподаватели школ района. Её ученики принимали активное и успешное участие в языковых олимпиадах, а некоторые из них пошли по стопам любимого учителя, окончив факультеты иностранных языков областного и столичных вузов.

В Жердевку семью Тюриных, в которой уже подрастали двое детей, перетянула родня мужа. Здесь, в пос. 2-й Савальский, они получили квартиру, а вскоре и переехали в просторный дом рядом со школой, куда Тамара Сергеевна устроилась воспитателем продленного дня. К сожалению, больше учителем французского ей поработать не довелось. Этот язык в школах района оказался невостребованным. Работе в продленке Надежда Сергеевна отдавала себя всю без остатка. Только ей директор школы Б. В. Муравьев мог доверить 6-8 классы. И попробуй удержать их внимание до самого вечера! Это вам не первоклашки. Но Тамаре Сергеевне это удавалось. Если выходили кататься на санках, то вместе, если прыгать в скакалки, то выше всех. Вскоре стимулом побыстрее выполнить домашние задания стала игра в волейбол, правила которой воспитатель изучила самостоятельно и научила им детей.

Ее большое трудолюбие, ответственность и высокий профессионализм не остались незамеченными. В 1983 году Т. С. Тюриной предложили возглавить школу. В те годы здесь сложился дружный, творчески работающий коллектив единомышленников. Да и школа считалась одной из лучших в районе. Все это Тамаре Сергеевне предстояло сохранить и преумножить. В своих начинаниях она всегда могла рассчитывать на поддержку педагогического коллектива. Она до сих пор благодарна судьбе за то, что та подарила ей настоящих друзей.

Сильная, волевая, энергичная, привыкшая преодолевать трудности, Тамара Сергеевна жила по принципу: «Требуя от других, будь требовательна в первую очередь к самой себе». В ней гармонично сочетались требовательность и уважительное отношение к человеку, будь то ученик, учитель или родитель. Она умела выслушать и поговорить, умела убедить и вселить уверенность в своих силах, умела радоваться успехам других и искренне переживать чужие неудачи.
Её коллеги и ученики отвечали ей взаимностью. Об этом красноречиво говорят строки, посвященные Тамаре Сергеевне в день её 55-летия:
И с людьми, и в работе
Постоянно в заботе,
Вы для нас и находка,
и клад.
Дружно с вами шагаем
И во всем помогаем,
Чтобы был неплохой
результат.
И результат, конечно же, был. Благодаря ее стараниям в школе были созданы все условия, необходимые для обучения и развития, а дети каждое первое сентября приходили в заново побеленную школу, отремонтированные классы. Тамара Сергеевна считала, что в красивом здании растут красивые люди, а школа хотела растить именно таких людей. На особом контроле директора всегда стоял и вопрос оздоровления детей в летнее время, и многое другое. Все это занимало большую часть ее времени, так что сегодня она не может и припомнить, когда ей удавалось отдохнуть.

Вместе с руководящей должностью Тамаре Сергеевне пришлось осваивать и новый для нее предмет – историю. Это было еще одной нагрузкой и ответственностью – сделать так, чтобы интересно и увлекательно проходило обучение, чтобы дети с желанием бежали на урок истории.
За те 23 года, которые она возглавляла школу, её авторитет ничуть не снизился, а труд заслуженно оценен званиями «Ветеран труда», «Отличник народного просвещения», бесчисленными дипломами и грамотами.

Но не только на педагогическом поприще рос ее авторитет. Тамара Сергеевна Тюрина неоднократно избиралась в районный и городской Советы. К ней, как депутату, да и просто мудрой женщине, шли за советом жители поселка. И приходилось помогать, решать людские проблемы, гасить конфликты и даже сохранять от распада семьи, за что ей отдельное уважение.

Воспитав не одно поколение школьников, Тамара Сергеевна по праву может гордиться и своими детьми, и внуками, которых у нее трое. Все они выросли достойными людьми, нашли свой жизненный путь, но до сих пор советуются с мамой и бабушкой по многим вопросам.

И хотя Тамара Сергеевна уже 10 лет находится на заслуженном отдыхе, она в курсе всех событий, происходящих и в педагогической, и в общественной жизни района, до сих пор не теряет связей с бывшими коллегами и учениками, которые часто навещают своего любимого учителя и директора, не забывают поздравить ее с днем рождения.

И все свои надежды Тамара Сергеевна связывает с тем, что когда-нибудь здесь, в ставшем ей родным поселке 2-й Савальский вновь откроется школа, и снова зазвенят ребячьи голоса, оповещающие, что дело всей её жизни продолжается.
Автор:И. Старова