История одной картины

« Город на Цне »
2
от
Суббота, 12 февраля, 2011 (Весь день)
2010
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/02/12/top68.ru-istoriya-odnoi-kartiny-62.jpg?itok=rbsfoFvq

Эпический колорит, обращение к теме народной жизни и творчества для Евгения Рябинского не было данью капризной моде. Хотя в 60-70-х годах прошлого века в среде художников усилился интерес к старине, фольклору, народному творчеству. В тот период заново открывались богатство и красота народного костюма, расцвеченного яркими узорами; привлекало действо старинной русской песни — то радостно-задорной, то протяжно-печальной, но всегда трогающей чувствительную душу. Резное и расписное дерево, глиняные игрушки и горшки, кружева, вышитые полотенца, тканые половики, плетёные корзинки — всё это становилось предметом эстетического любования и восхищения…

Село с прочно укоренившимися в нём традициями составляло естественную основу образов этого художника, которые лишены надуманной "простонародности" и "стилизации". Рождённый и выросший в деревне, Рябинский хорошо знал её жизнь, людей и природу. Свой годовой рабочий ритм он старался построить так, чтобы на время весны, лета и осени выехать на природу, где продолжал писать этюды на пленэре и портреты сельских жителей. Лишь глубокой осенью он возвращался в город и по эскизам, наброскам создавал новые картины.
Одно время летняя художественная мастерская Евгения Владиславовича располагалась в доме, который находился в посёлке с символичным, выразительным и поистине художественным названием — Тихий Угол. Места близ села Черняного действительно тихие и красивые: луга, богатые пахучим разнотравьем, поля, лес, река Цна, небольшой пруд со стоячей прозрачной водой. Для художника — настоящее раздолье. Каждое утро Рябинского здесь начиналось с работы на пленэре.
Однажды Евгений Владиславович услышал народные песни в исполнении фольклорной группы хора села Черняного, где некогда начинала творческую карьеру известная певица русской народной песни Мария Мордасова.
Тогда он узнал, что история создания фольклорной группы в Черняном восходит к годам Великой Отечественной войны. Оставшись без мужей, сельские женщины стали собираться вечерами вместе, чтобы сообща выполнить рукодельную работу, перебрать треугольные фронтовые конверты с письмами мужей и сыновей, перечитать "похоронки", поплакать. Однажды Евдокия Фёдоровна Хабарова, самая старшая из подруг, предложила: "Бабоньки, давайте немного согреем души, одними слезами горю не поможешь. Давайте что-нибудь "сыграем".
После того вечера вдовы всё чаще и чаще стали собираться у кого-нибудь дома, чтобы петь старинные русские песни: свадебные, величальные, застольные, шуточные. Песня помогала им жить, работать, растить детей и внуков. Так возникла фольклорная группа, получившая широкую известность. Звуки старинных напевов в исполнении женщин Черняного отозвались в сердце Рябинского воспоминаниями о годах детства, об опустевшем отчем доме в Алгасове и воплотились в двухлетней работе над картиной "Фольклорная группа Черняновского хора" (1972 год).

"Фольклорная группа Черняновского хора"

Композицию этой картины Евгений Рябинский построил таким образом, чтобы исподволь вовлечь зрителя в песенное действо, в плавный музыкальный ритм. Её сюжет прост — спевка фольклорной группы в комнате сельского дома: пожилые женщины в народных костюмах полукругом сидят на стульях; в центре стоит солистка с платочком в руке, будто бы готовая пуститься в пляс. Лица певиц сосредоточены, одухотворены; загорелые руки спокойно лежат на коленях.
Композиция картины "Фольклорная группа Черняновского хора", как текст книги, читается слева направо. Левый крайний пустующий стул как бы "приглашает" всех желающих принять участие в песенном действе, соучастником которого могут стать как молодые девушки, изображённые на дальнем плане, так и зритель, перенёсшийся мыслью и чувствами к ним. От пустующего сиденья полукругом тянется хоровод стульев с сидящими на них певуньями. Он постепенно собирается, как ниточка в клубочек, к стоящей в центре солистке.
Большое значение в картине играет цвет. Он придаёт изображённому на полотне действу праздничную торжественность, некую ритуальность. Выбирая краски, художник на деле воплотил принцип контраста, о котором когда-то впервые услышал от своего коллеги Владимира Фаворского: "тёмное — на светлом" и "светлое — на тёмном". Этот художественный приём позволил добиться декоративного звучания красок. Кстати, в "Фольклорной группе Черняновского хора" воплотились результаты многолетних художественных поисков Рябинского.
Глядя на эту праздничную картину, не сразу понимаешь, что на ней изображены люди, перенёсшие тяготы войны, не дождавшиеся с фронта мужей и сыновей. Эта мысль приходит позднее, когда начинаешь разглядывать выражение лиц, несущих отблеск былого горя в морщинах, крепкие натруженные руки, привыкшие к тяжёлой работе.
Каждое живописное полотно Евгений Рябинский оценивал не только с точки зрения профессионализма, но и по тому, что нового в художественном и человеческом плане дала работа над ним. Создавая этюды к "Фольклорной группе Черняновского хора", художник чувствовал, что ему посчастливилось познакомиться с людьми, в чьих простых лицах виделся отблеск душевной теплоты и спокойного достоинства.
Елена Ивановна Холодилина, Матрёна Николаевна Пивоварова, Елена Ивановна Колодина, Евдокия Фёдоровна Хабарова, Евдокия Егоровна Мелякова... Слушая их песни, вглядываясь в яркие сарафаны, юбки, платки, блестящие гроздья бус, художник как бы погружался в чистый родник мудрой и доброй старины, ощущал сопричастность какому-то огромному явлению. "Было очень интересно писать", — вспоминал Евгений Владиславович. Эта работа подарила ему душевную просветлённость и творческое удовлетворение.

Памятная встреча

В ту пору Евгений Рябинский познакомился с Верой и Екатериной Рак из села Черняного — подругами молодости Марии Мордасовой.
Одна из сестёр, Вера Алексеевна, отличалась общительным и волевым характером. Совмещая работу председателя сельсовета с общественной деятельностью, она увлекалась фольклором, литературой, историей, организовала музей, рассказывающий о знаменитых людях своего села. Гостеприимный дом Рак привлекал к себе не только односельчан, но и столичную интеллигенцию. Писатели, журналисты, художники приезжали летом с семьями к Вере Алексеевне как к близкой родственнице и находили у неё приют и душевное участие. Они наслаждались красотой сельской природы, но главное — общением друг с другом и с хозяйкой дома, которая была прекрасной собеседницей и неподражаемой рассказчицей.
Документальный фильм "Три спасибо в день" московского сценариста В. Никиткиной сделал Веру Рак, ставшую главной его героиней, знаменитой на всю страну. Вслед за ним появились другие части киноповести: "Черняновские хроники", "Крестьянские дети, или Пора экзаменов", "Первая весна". Кинодраматург настолько увлеклась темой, что готова была продолжать её и дальше. "Было бы у меня двадцать лет творческой жизни, — признавалась она, — ей-богу, я готова двадцать лет просидеть в селе Черняном!.."
Выразительными дополнениями к киноповести о Черняном и вместе с тем самостоятельными произведениями являются живописные полотна Евгения Рябинского, изображающие персонажей тех фильмов. Портреты Веры и Екатерины Рак, чьи биографии вобрали в себя главные приметы времени, сейчас воспринимаются символами той навсегда ушедшей эпохи.

Использованыматериалы из книги М.Климковой "Мир соткан из красок и света. Евгений Рябинский".
Тамбов, 2006 г.

Справка

В Тихом Углу Рябинский писал портреты, пейзажи, другие (кроме "Фольклорной группы Черняновского хора") тематические картины. Среди них портреты Е.Е. Загумённовой (1973), сестёр Рак (1971, 1975, 1978 годы), Ф.А. Мымрикова (1975). С.И. Савенко (1977); "Лёд прошёл" (1974), "Зимняя околица" (1976), "Вешние воды" (1977), "Берёзовый сок" (1977), "У стога сена" (1977), "Зимние сумерки" (1978), "Лоскутное одеяло" (1978), "Черёмуха цветёт" (1979), "Старые ветлы" (1979), "Сельская свадьба" (1979, 1980 годы) и многие другие.

Автор: 
Алена Львова
Читайте также:
Наверх