Лента новостей
Статья14 января 2015, 09:00

Легендарной инжавинской медсестре - 90

Ее неизменный белый ажурный берет, строгий черный костюм и красные тюльпаны в руке стали почти символом праздника Победы в Инжавино. В майские дни в сопровождении дочери, в святой для нее - фронтовой медсестрички - день, она всегда бывает при параде. Но в канун Нового года встречала гостей по-домашнему, тепло.
90 лет - путь длиною в огромную, насыщенную событиями жизнь. Еще не рубеж, но срок достаточный, чтобы можно было написать большой роман, в котором многие истории за давностью лет пересказываются уже с юмором. Так и было - 25 декабря к Марии Ильиничне Губаревой пришли те, кто ее знает не одно десятилетие, кто учился у нее - медсестры Инжавинской райбольницы врачебному (я не оговорилась) делу, чтобы поздравить с юбилеем.
Не имея высшего медицинского образования, она стала практически профессиональной «мамой» для молодых специалистов, прибывших когда-то в наш район и проработавших в Инжавинской районной больнице несколько десятков лет: Александра Викторовича Толстякова, Ракипа Сеидовича Абубекерова, Евгения Васильевича Говердовского и Александра Степановича Шестакова. По сей день так и говорит о них: «Мои сыновья».
Вот как писал о Марии Ильиничне в 1967 году корреспондент в то время еще «Инжавинской правды» В. Васильев:
«- Скальпель!
Хирургическая сестра Мария Ильинична Губарева подала блестящий предмет. Врач прикоснулся к коже острым лезвием и, сильно нажимая, сделал первый большой разрез…
…Операция шла уже больше часа. По мере приближения к ответственному моменту росло и общее напряжение...
Наконец, в таз тяжело упала удаленная часть желудка вместе с навешенными на ней инструментами. Основное сделано…
Мария Ильинична, сменив белый халат на теплое зимнее пальто, вышла на улицу… Перед глазами стояла операционная, в ушах слышалось прерывистое дыхание больного. Сколько их прошло за ее жизнь? И все разные: один стонет, плачет, другой, превозмогая невероятную боль, пытается улыбаться. С каждым надо поговорить, успокоить, внушить уверенность в благополучное лечение. А потом операция, и снова волнения, переживания за судьбу человека…
На днях Указом Президиума Верховного Совета СССР за свой самоотверженный труд М.И. Губарева награждена медалью».
Действительно, сколько их было за трудовую жизнь - операций, спасенных людей?
По окончании кулевчинской школы она поступила в Рассказовское медицинское училище, после работала медсестрой в областной больнице, из которой и ушла добровольцем на фронт, до самой Победы курсировала по военным дорогам с санитарным поездом. Вернувшись в Тамбов, получила назначение на работу фельдшером в Марьевку, а с рождением собственной семьи переехала в Инжавино, устроилась на работу в районную больницу.
Как вспоминают дочери Марии Ильиничны, они всю жизнь жили будто на передовой: выходной ли день, праздничный, гости ли пришли, ночь ли - в любой момент двор их дома внезапно могли осветить фары больничной машины и увезти маму на срочный вызов. Но зато спустя годы она призналась своим детям: «Я прожила счастливую жизнь, потому что каждый день шла на любимую работу».
Казалось бы, привыкшая на войне к любым медицинским ситуациям и, наверняка, к жестким методам лечения, при поступлении в райбольницу маленького ребенка первое что строго спросит: «Голову не расковыряли?!». Малышам тогда кололи лекарство в венку на голове - так легче, а Мария Ильинична вставала на коленочки и аккуратно, потихоньку вводила иголочку в ручку ребенка.
Работая в паре с хирургом Александром Петровичем Гостевым, привыкла к тому, что в Инжавинской больнице почти все виды операций делали на месте. Все было под силу, особенно после военных полевых условий. Как вспоминает сегодня, во время войны в поле оперировали, а тут тебе - все условия, стол хирургический - работай!
Когда на смену опытному инжавинскому хирургу прибыли вчерашние студенты Толстяков, Шестаков, Абубекеров и Говердовский, руководство побаивалось доверять им самостоятельные операции, вызывали корифеев из области, а их - молодых - оставляли в ассистентах. Ох, и негодовала тогда Мария Ильинична, потому как уже видела: у одного - золотые руки, другой - отличный костоправ, а их - в ассистенты! Каждый день дома рассказывала о своих хирургах, буквально жила их проблемами профессионального становления. А однажды пришла с работы и победоносно заявила: «Сегодня из Тамбова никого не вызывали, Толстяков оперировал сам!».
Оперировать предстояло мочевой пузырь. Дело на практике впервой - как быть? Молодой Александр Викторович, было, стушевался, но Мария Ильинична наказывала: «Иди прочитай, а что непонятно, я подскажу». Во время операции рядом с ней ощутил уверенность, потому как видел - она знает все и, будь у нее врачебная «корочка», могла бы сама провести эту операцию.
Великое дело - практика, лишь с опытом врач может стать большим специалистом. Каких только ломанных-переломанных не собирали в инжавинской хирургии после аварий медсестра-наставница и ее молодые доктора! Какие только операции ни делали! Рассказывая сегодня о некоторых из них, нередко слышат в ответ: «Да ладно вам, да не может такого быть!»
Однажды привезли в больницу сложного больного, которого юному еще доктору Шестакову предстояло буквально «склепать». Под приглядом Марии Ильиничны эту сложнейшую операцию он провел успешно сам. Радость его была настолько велика, что он - крепкий, здоровенный - так подхватил хрупкую Марию Ильиничну, да так стиснул в благодарных сыновних объятиях, что у той аж косточки затрещали.
…Много лет минуло, как Мария Ильинична ушла на пенсию, но по сей день ей говорят «спасибо» - за руки, которые спасали людей, за то, что прошла дорогами войны и вернулась в Инжавино.
С 90-м днем рождения Марию Ильиничну поздравляли не только родные, друзья, бывшие коллеги, но и руководители поселка и района: заместитель главы администрации района Вячеслав Яблочко и глава поселковой администрации Геннадий Лабутин вручили легендарной медсестре подарки, а еще - поздравительную телеграмму от Президента РФ.



Фото автора.
Автор:Елена Шароватова