Лента новостей
Статья12 февраля 2015, 16:23

Места родные не заменишь раем...

В деревню 2-ю Александровку, которую местные жители чаще называют Хлебиновкой, нас привело письмо Любови Ивановны Ларионовой из далекого Северодвинска. В нем она просила поздравить сестру, проживающую в нашем краю, с юбилейным днем рождения. Сама Любовь Ивановна, тоже уроженка здешних мест, живет на севере уже много лет, но душа ее осталась в Хлебиновке, когда-то процветающей, а сегодня полупустой деревеньке, ставшей, как говорится, «неперспективной».
Многие из деревни в связи с развалом бывшего совхоза-миллионера и последовавшей за этим безработицей разъехались в поисках лучшей жизни. Разъехались, но, как и Любовь Ивановна, вспоминают свою родную деревню с чувством благоговения и душевной боли. Им очень обидно смотреть на то, что осталось от их некогда цветущей малой родины, и на тех, кто, несмотря на уговоры переехать к ним в более комфортные условия, словно корнями врос в эту землю и ни за что не променяет ее ни на какую другую.
В их числе и родная сестра Ларионовой – Татьяна Ивановна Мякинина, к которой мы приехали в гости накануне ее 75-летия, отмечаемого 10 февраля.
Дорога после сильного снегопада, несмотря на наши опасения, оказалась расчищенной, за что жители 2-й Александровки благодарны главе Шпикуловского сельсовета А. Чернобровкину, уделяющему внимание не только проживающим на территории центральной усадьбы.
В доме Татьяны Ивановны было тепло и уютно. Хозяйка искренне радуется тому, что в дом в конце прошлого года удалось провести газ (тоже, кстати, не без помощи главы). Теперь, на старости лет, она сможет наконец-то пожить в хороших условиях. Если бы еще случилось чудо – в деревне починили водонапорную башню и ей не пришлось больше носить воду из колодца, то наступил бы настоящий рай! Конечно, его все равно не сравнишь с той жизнью, которая бурлила здесь, когда в деревне была прекрасная школа, медпункт, магазин и почта (а в данный момент только последняя и осталась, хотя ходят разговоры, что и ее ждет участь быть закрытой), все же тут можно. Здесь потрясающая природа, особенно весной, когда зацветает черемуха, а за ней сирень, и воздух наполняется пьянящими ароматами. Не зря с наступлением тепла деревня оживает, наполняясь многочисленными приезжающими навестить оставшихся здесь родственников, еще раз вдохнуть незабываемый воздух своей малой родины.
Вот и к Татьяне Ивановне приедут родные, которых разбросало по всему белому свету. И это будет для нее ни с чем не сравнимой радостью: вот так собраться всем вместе за хлебосольным столом и бесконечными, до поздней ночи, воспоминаниями детства приходится нечасто. И вспоминаться будет только хорошее, хотя безоблачной жизнь уж точно не назовешь.
Семья их была многодетной – восемь детей с разницей в три года. Отец, воевавший во время Великой Отечественной под Смоленском, пришел с войны живым, но без руки. Проработал всю жизнь пастухом. Мать трудилась в колхозе на свекле. Все дети с детства были приучены к труду, во всем помогая отцу и матери. Большая семья в полной мере ощутила на себе, что такое голод. Хоть и держали корову, питание все равно было скудным. Мать в русской печи варила капустные листья, пекла оладьи из лебеды да хлеб из смешанной с травой муки. И это было настоящим лакомством. До сих пор Татьяна Ивановна помнит его запах.
После окончания семилетки Татьяна поехала в Жердевку, где в здании старого железнодорожного вокзала обучали профессии швеи. Но поработать портнихой так и не довелось – ей приглядели жениха. Правда, претендент на руку и сердце был не один. Но того, другого, строгий отец категорично отверг, остановив свой выбор для дочери на Валентине Мякинине. Семья мужа тоже была многодетной, и молодым первое время пришлось жить в небольшом домике вместе с родителями, а также братьями и сестрами Валентина. Но вскоре отец купил им маленькую избенку. Там и родился их сын Виктор. Муж работал в колхозе комбайнером, она – дояркой. С маленьким Витюшей приходилось сидеть по очереди.
Братья и сестры Татьяны один за другим разлетались из отчего дома. После смерти матери ей пришлось поднимать их на ноги, учить, женить, а позже, когда некоторые из них пытались улучшить свои жизненные условия, еще и нянчиться с племянниками. Не зря все они считают Татьяну Ивановну своей второй мамой и, когда у них самих появлялись дочери, непременно хотели назвать их Татьянками. Татьяна Ивановна всегда возражала: «Неужели других имен на свете нет?». Но, видно, это имя для них всех ближе и роднее.
Татьяне Ивановне, к сожалению, рано пришлось похоронить мужа, а следом и сына, от которого остались две красавицы внучки. Они, как и все многочисленные племянники, крестники, братья и сестры, постоянно зовут ее в гости. Да она и не отказывается. Была и на севере, и в Украине, которая в одночасье стала для нас чужой, и даже в Грузии. Грузинские родственники были с ответным визитом и в Хлебиновке. Для них было настоящим открытием, что не только их нация славится своим гостеприимством. Татьяна Ивановна накрывала для гостей такие столы, что они диву давались. (То, что Т. И. Мякинина хлебосольная хозяйка, мы убедились на собственном опыте).

А что удивляться: когда она была помоложе, на дворе держали и коров, и овец, а о птице и говорить не приходится. С огорода тоже все свое – начиная от картошки и кончая ягодой. «Нам, деревенским, никакой кризис не страшен был, – говорит Татьяна Ивановна. – Как-то обходились без деликатесов из магазинов. А сейчас и самих магазинов-то у нас не осталось. Спасибо жердевским предпринимателям, которые раз в неделю, по четвергам, приезжают сюда с автолавкой. Им можно заказать необходимые товары». Самой же ехать в райцентр очень накладно. Автобусы сюда не ходят, а нанять частника обходится в 500-600 рублей. Хорошо еще, что пенсия позволяет. Она сложилась из 37 лет трудового стажа и 2-й группы инвалидности.
Вплоть до прошлой весны Татьяна Ивановна сама вскапывала и засаживала участок около дома, где, помимо овощей, красовались потрясающие георгины и пионы. Но в этом году, кажется, и это любимое занятие из-за проблем со здоровьем придется оставить. Но не хочет пока Татьяна Ивановна по совету родных переехать к ним и жить «как барыня». Барыней она чувствует себя именно здесь, у себя в доме. И пока есть силы, будет с нетерпением ждать в гости свою любимую многочисленную семью. Тогда ее болячки на время отступят и она в окружении родных, скинув десяток лет, почувствует себя молодой и здоровой.
Мы с удовольствием присоединяемся ко всем поздравлениям и желаем Татьяне Ивановне Мякининой, чтобы каждый день жизни приносил ей только радость.
Автор:И. Старова