Мы вас помним, мы вас любим

« Трудовая слава »
10
от
Среда, 4 марта, 2015 (Весь день)
963
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/04/top68.ru-my-vas-pomnim-my-vas-lyubim-51039.jpg?itok=yfpVSEu0

Октябрьский день выдался неожиданно солнечным и тёплым. Особенным в жизни немолодой учительницы, потому что отмечался профессиональный праздник – День учителя. Она, не работающая в школе более десятка лет, ничего особенного не ждала: её выпускники давно закончили школу, некоторые уже тоже стали пенсионерами; у всех масса забот – и нет до неё никому дела…

Звонок… Высвечивается незнакомый номер… Мужской голос, мягкий и доброжелательный, произносит: 

- Клавдия Семёновна, поздравляю вас с праздником! Здоровья вам, свершения всего желаемого, взаимопонимания и добра со стороны окружающих… Я закончил школу 46 лет назад; вас, нашего учителя, помню, благодарен за все… А ваш муж, Анатолий Алексеевич, был у нас классным руководителем и моим любимым учителем. Помним вас, как людей увлечённых, знающих свое дело…

- Ах, вот как! Ваш класс был удивительным, дружным, отзывчивым. А сколько ребят из вашего класса получили медали!.. Мне очень приятно, что вы помните школу, любимого учителя, меня…

И нахлынули воспоминания.

Вот она, совсем ещё девочка, становится студенткой… Начало 50-х годов, страна не успела залечить раны после разрушительной войны. Во всем чувствуется недостаток, а молодости все нипочём.

Не гнетёт полуголодное студенческое существование, ношеная–переношенная одежда, стоптанная обувь. Да, сегодня не на что было позавтракать, но на неё смотрят глаза трёх десятков детей, ждущих от этой пигалицы, всего на один урок заменившей их старую учительницу, чего-то необычного, непременно интересного… Приходя вновь и вновь на пробные уроки в школу, она обязательно заглядывала в класс, где провела первый в своей жизни урок, радовалась, что дети бросаются к ней, стараются взять за руку, заглядывают в глаза и спрашивают, перебивая друг друга: «А вы еще проведёте урок у нас в классе?.. Историю!.. Нет, нет, математику!..»

Но её выбор - русский язык и литература. Волшебная магия художественных произведений очаровывает. Это тот удивительный мир, в который будет погружать она своих питомцев из урока в урок на протяжении многих лет.

Пионервожатая – учитель – завуч – директор школы – таковы ступеньки карьерного роста бывшей неприметной студентки.

Ненормативный рабочий день, масса забот, ночные часы, проведенные над книгами и тетрадями. И вечный цейтнот: порой не до отдыха, не до себя, не до семьи. Школа расположена в районном центре, она должна быть образцом и примером для других педагогических коллективов в округе… И вот признание, высокая награда - заслуженный учитель школы РСФСР.

Новые картины оживают в памяти… Весенним днём входит в класс - в светлом платье, в белых туфлях на высоком каблуке. Все взгляды обращены на неё… Какой же урок литературы без вдохновенной речи? Но вот она пытается шагнуть – и не может: каблук застрял в щели пола. Краска заливает лицо, минутное замешательство – и, кажется, молодой учительницей найдена единственно верная фраза-вопрос: 

- Что же мне делать?

Такой беспомощности никто не ожидал. В то же мгновение срывается с места самый находчивый и, возможно, самый доброжелательный подросток. Усилие – и туфля поставлена перед ногами строгой, но справедливой любимой учительницы.

Класс постарался не заметить её смущения, кажется, несколько гордясь при этом всеобщим великодушием.

В школе большое количество учащихся, много параллельных классов. Дети, пришедшие из соседних сёл, с интересом постигают, какими разными могут быть уроки словесности: это урок – диалог и конференция, урок – зачёт и урок – исследование… А деловые игры заставляют работать всех без исключения. На обобщающем уроке ученики оказались в гостях у Словарей… Сказка?.. Да, сказка – и обучение.

А сколько времени и сил отдано совершенствованию речевых навыков питомцев! Вот урок «Учимся благодарить»: 

- С помощью каких слов и выражений человек может поблагодарить другого? – спрашивает Клавдия Семёновна. И класс после некоторого раздумья выдаёт: 

- Спасибо!

- Большое спасибо!

- Благодарим вас.

- Как я вам благодарна.

- Вы меня так выручили.

- Благодарю вас, я очень тронут.

- Вы очень любезны.

Звучат новые и новые выражения. Но следует еще вопрос учителя:

- А как вы считаете, людям какого возраста соответствует каждая из этих фраз?

И дети справляются с заданием, несомненно, наполняя личный словарь новыми речевыми открытиями.

После контрольной работы возмущается мальчишка: «Почему у него «3», а у меня «2», когда количество ошибок одинаковое?» Приходится терпеливо объяснять:

- Ты сидишь с ним за одной партой и знаешь, что твой одноклассник решит любую задачу, а вот писать грамотно не может, хоть и старается. Смотри, как он страдает от этого… А ты легко мог бы получить высокую оценку. Сделай сам вывод, почему у вас при одинаковом количестве ошибок разные оценки.

Недавно в этом классе прошло мероприятие по освоению речевого этикета. Это не просто открытый урок, а мастер-класс для молодых коллег района. «Спасибо, мы не только проследили, как построено обучение детей общению, но и восполнили проблемы в своём собственном воспитании! - признаются некоторые из них в ходе обсуждения мероприятия.

В выпускном классе на уроке литературы при знакомстве с рассказами о любви Клавдия Семеновна утверждает, что язык есть образ всего внутреннего мира человека, его разума, его сердца, умственных и нравственных сил. Потом предлагает подобрать определение к слову любовь. И оказывается, что она может быть нежной, трагической, тайной, запретной, незабывающейся…

Удивляются, отыскав в рассказе А.П. Чехова, что любовь может быть ещё и робкой, тихой и грустной…

Задача Клавдии Семеновны - донести до юных душ мелодию рассказа, её ритм, музыкальность звучания; показать, как в малом объеме произведения передано огромное содержание.

Когда уходят из школы такие учителя, кажется, что стало чего-то недоставать. Всё, на первый взгляд, по-прежнему: порядок во всём, жёсткий контроль, дисциплина… Может, недостаёт участия, внимания и добра, в чём так нуждаются ранимые детские души?

Написала я о Чечевицыной Клавдии Семёновне по просьбе ее учеников, пропустивших весомую юбилейную дату, спохватившихся и решивших приятно удивить её в преддверии праздника 8 марта. Оставайтесь уважаемая, Клавдия Семёновна, яркой тёплой звёздочкой в благодарной памяти ваших воспитанников!

Спасибо и вам, неравнодушные ученики!
 

Фото Владимира ПОВЕТКИНА

Автор: 
Раиса Локтионова
Читайте также:
Наверх