Лента новостей
Статья12 мая 2015, 09:06

Наша тётя Ира


Вот и отметили мы славный юбилей Победы. И неизвестно, скольким из них, участников Великой Отечественной войны, доведётся праздновать следующий, ведь с каждым годом представителей поколения победителей становится всё меньше и меньше. Это и неудивительно - возраст большинства из них под девяносто и более лет.

Недавно в районной газете упоминалось имя участницы войны Ирины Фёдоровны Жабиной. Это тётя моего мужа. В канун дня Победы, 5 мая, она отметила своё девяностопятилетие. Мне захотелось рассказать о ней поподробнее, поскольку личность она неординарная. Несмотря на то, что на её долю выпало немало тягот и испытаний, она сохранила бодрый настрой, искренний интерес к жизни, обладает уникальной памятью и завидным чувством юмора.

Маленькой Ире было всего 8 лет, когда спустя 2 часа после родов умерла её мать, оставив на попечение родственников Иру и её новорожденную сестрёнку. У постели умирающей мамы Ира, сама совсем ещё ребёнок, пообещала, вырастить эту девочку.

Время было тяжёлое - шли двадцатые годы прошлого столетия. Двое старших братьев ушли жить к деду, а Ира осталась с отцом и маленькой Валей. Сама, как взрослая, доила корову, кормила и поила Валю, жевала ей соску. То, что девочка вопреки всему выжила, было похоже на чудо. Отец так больше и не женился. Да и кто пойдёт на крошечных детей? Приходила, правда, одна женщина, пожила с полгода, но что-то не сложилось у неё с отцом. А тётя Ира до сих пор вспоминает, как полегчало ей в эти полгода. Заботы о скотине та женщина приняла на себя, да и за малышкой сама присматривала и ухаживала. Жаль, только продлилась эта райская жизнь недолго.

После окончания школы Ирина поступила в Тамбовское медучилище. Затем работала в родильном отделении областной больницы. Когда началась война, братья в числе первых были призваны на фронт. Старший, Сергей, погиб в сентябре 41-го. Евгений воевал с финнами, затем прошёл всю войну, был разведчиком в батальоне особого назначения. По примеру старших братьев Ирина тоже отправилась на фронт.

Свою службу в армии, как следует из сохранившейся до наших дней служебной характеристики, она начала в конце августа 1942 года, а на фронт попала в январе сорок третьего и прошла с действующей армией по полям сражений до последнего дня войны. Сколько было увидено крови и слёз, сколько пережито боли и горя, не передать словами. Через её руки прошли сотни раненых бойцов, были страшные бомбёжки, когда она всякий раз прощалась с жизнью, были оплаканы и преданы земле многочисленные друзья и сослуживцы.

Но словно какие-то высшие силы оберегали эту красивую хрупкую женщину. Может быть, во имя исполнения долга, возложенного ею на саму себя у постели умирающей? Я думаю, что сам Господь хранил её, и, вознося молитвы с того света, оберегала покойная мать, чьё вышитое крестиком полотенце Ира пронесла с собой по всем фронтам, время от времени прикладываясь и утираясь им. Сама же тётя Ира любит повторять: "Я, наверное, так долго живу, потому что три раза умирала, но выжила". А я думаю, что она потому так долго живёт, что спасла очень много чужих жизней и никогда не жила для себя.

Даже спустя 70 лет, боль в душе не утихает, и тётя Ира не любит вспоминать о войне. Слишком уж тяжелы эти воспоминания. В служебной характеристике "товарищ Жабина", работавшая в должности медицинской сестры в войсковой части 14954, характеризуется как "исключительно дисциплинированный работник". Далее говорится, что она усиленно работала над повышением своей квалификации: "в совершенстве овладела техникой переливания крови, гипсовочной техникой, хорошо знакома с работой в перевязочной. Товарищ Жабина все возложенные на неё обязанности выполняла честно, добросовестно, аккуратно. Чутко и внимательно относилась к раненным и больным. За отличную работу имела ряд благодарностей от командования войсковой части, раненных и больных". Внизу подпись: "Начальник в/ч 14954 майор медицинской службы Баровик".

К сожалению, у тёти Иры нет военных фотографий. Когда там было фотографироваться? Только однажды она отослала брату снимок, уже в самом конце войны. Госпиталь тогда располагался в городе Перемышль (Польша). Эта фотография, с которой смотрит на нас молодая и удивительно красивая тётя Ира, была опубликована недавно в газете. Службу завершила она под Берлином. Но война не окончилась для неё с последним залпом, потому что Сталиным был издано распоряжение о том, что госпиталь должен работать до выздоровления последнего бойца.

В ноябре 1945 года Ирина Фёдоровна вернулась домой, в Никольское. Устроилась на работу в Знаменку, но спустя некоторое время, уехала на работу в Германию, где пробыла пять лет. Приезжала оттуда в отпуск, давала деньги на образование своей сестры Вали. По возвращении из Германии на заработанные там деньги построила дом в Знаменке. Замуж тётя Ира так и не вышла. Похоронила отца, дала два высших образования сестре, которая преподавала в Тамбове. Затем вдвоём поднимали и учили племянника Серёжу, который сейчас работает врачом в областном центре.

И так всю жизнь - на себя никогда не оставалось времени. Уже умерла сестра, и теперь её сын приезжает к тёте каждый выходной и ухаживает за ней. Но тётя Ира, слава Богу, сама ещё копается на огороде, выращивает рассаду, по вечерам смотрит "Новости", чтобы быть в курсе всех событий. Недавно сделала операцию на глазах, чтобы во всей красе увидеть юбилейные торжества.

Дорогая тётя Ира! Дай Бог тебе отпраздновать свой сотый юбилей и следующий юбилей Победы. Здоровья тебе и всего самого светлого и доброго! Мы гордимся тобой и равняемся на тебя, ведь ты - настоящая героиня.

Фото из семейного архива

Автор:р.п.Знаменка