Лента новостей
Статья26 марта 2015, 09:00

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

РОМАН Филимонович жил в деревне Отрепьевка (Садовая). Работал в учхозе «Громок». В РККА мобилизован на четвертый день Великой Оте-чественной войны – 26 июня 1941 года.
О фронтовой судьбе до марта 1944 года документально подтвержденных сведений нет. Однако, учитывая военную специальность - сапер - и медаль «За оборону Москвы», которой был награжден Р.Ф. Ломов, можно предположить, что он попал в одно из инженерных подразделений, впоследствии объединенных директивой НКО в 9 инженерных армий. Вероятнее всего – в 1-ю.
Она была сформирована в конце декабря 1941 года на базе 5-го фронтового управления военно-полевого строительства и фронтового управления военно-полевого строительства Западного фронта и насчитывала 45160 военнослужащих.
Ее части восстанавливали и совершенствовали Можайскую линию обороны, строили и ремонтировали дороги и мосты, оборудовали взлетно-посадочные площадки, занималась устройством заграждений и разминированием, а также выполняли задания по изготовлению деревянных мостовых парков и саперных лодок для инженерных частей фронта. Ряд саперных батальонов 32,36, 38 и 40-й саперных бригад обеспечивали боевые действия стрелковых соединений фронта.
В августе 1942 года инженерные армии были расформированы и на их базе создали инженерные бригады. Но функции подразделений остались прежними.
Это была тяжелейшая и часто опасная работа, длившаяся по 12 - 14 часов в сутки. В суровые дни обороны столицы инженерные батальоны, в которые влилось много жителей Москвы и Подмосковья, копали противотанковые рвы и окопы, оборудовали доты, устанавливали «ежи» и надолбы.
Благодаря этому героическому труду город в кратчайшие сроки был превращен в гигантскую крепость, взять которую гитлеровцы так и не смогли.
В дальнейшем инженерно-саперные батальоны, приданные различным фронтам, стали тем кислородом, без которого невозможно нормальное функционирование «головы» - передовых частей армий.
В дождь, снег, грязь и мороз, нередко под огнем противника, бойцы гатили переправы через болота, большие и малые реки, восстанавливали разрушенные мосты и железнодорожные «ветки»… Особенно тяжело приходилось саперам, раз за разом «крутившим рулетку» жизни и смерти, обезвреживая вражеские «сюрпризы» - мины и не разорвавшиеся снаряды. Роман Филимонович был одним из них…
НА ПЕРЕДОВУЮ ефрейтор Ломов попал 25 марта 1944 года, пополнив ряды 236-го инженерно-саперного ордена Богдана Хмельницкого III степени батальона 48-й Краснознаменной инженерно-саперной Брестской бригады 70-й армии.
70-я, первоначально - Особая армия войск НКВД, формировалась на основе внутренних войск, частей НКВД с октября 1942 года по январь 1943-го. 1 февраля руководство наркомата внутренних дел СССР доложило председателю ГКО И. Сталину, что «…отдельная армия сформирована в составе 69236 человек, политико-моральное состояние высокое, настроение боевое».
Тогда же Отдельная армия НКВД стала именоваться 70-й и уже 12 февраля 1943 года в 76 эшелонах отправилась на Центральный фронт, а затем из Ельца пешим порядком, преодолев по бездорожью несколько сот километров, выдвинулась в район сосредоточения, на рубеж Тагино - Фатеж, где сразу же получила боевую задачу: нанести контрудар по орловской группировке противника с целью облегчить положение Воронежского фронта.
Затем были упорные оборонительные бои на северном фасе Курского выступа и победное наступление на Орел.
В конце февраля 1944 года 70-ю армию включили в состав 2-го Белорусского фронта. В марте - апреле (когда на передовую попал Р. Ломов) она участвовала в Полесской наступательной операции. В июле - августе громила противника западнее Бреста, а затем вела тяжелые бои на земле Польши.
В январе 1945 года части 70-й армии в ходе Восточно-Прусской операции овладели городом Модлин, городом-крепостью Торн, вышли к Висле и форсировали ее.
С 10 февраля по 4 апреля 70-я вела кровопролитные бои в ходе Восточно-Померанской стратегической операции, а затем вместе с другими соединениями РККА разгромила данцигско-гдыньскую группировку противника и 28 марта овладела городом, портом и военно-морской базой Гдыня, а 30 марта - важнейшим портом и военно-морской базой противника Данциг.
В ходе Берлинской стратегической операции (16 апреля - 8 мая) армия наступала в составе главной ударной группировки 2-го Белорусского фронта в направлении Нойбранденбург, Висмар и, форсировав Одер, вместе с войсками 65-й и 49-й армий разгромила штеттинскую группировку гитлеровцев, овладев городом Штеттин.
ОБ ЭТИХ огненных верстах Великой Отечественной красноречиво свидетельствуют боевые награды сапера Р. Ломова: два ордена Красной Звезды, две медали «За отвагу» и медаль «За оборону Москвы».
Вот что писали командиры, представляя нашего земляка к этим знакам доблести, отваги и воинского мастерства:
Орден Красной Звезды (приказ по 48-й инженерно-саперной бригаде №21/н от 4.10.1944 г.). 19 августа 1944 года ефрейтор Ломов производил разведку маршрута в полосе наступления 96 СБК на дороге Сулеюв – Куры, обнаружил и снял 17 противопехотных и 4 противотанковых мины, тем самым обеспечил безопасное продвижение по маршруту артиллерии и транспорта. 23 августа 1944 года в полосе наступления 96 СБК на маршруте Домбрувка - Калакув красноармеец Ломов обнаружил 8 неизвлекаемых мин - сюрпризов противника и уничтожил их. Этим он обеспечил безопасное продвижение частей.
14 сентября 1944 года Ломов совместно с бойцами отделения устанавливал минное поле на участке обороны 38-й Гвардейской СД в 50 метрах от траншей противника, в районе деревни Вулька Радзыминьска. Противник обнаружил минеров и открыл пулеметный огонь. Пренебрегая опасностью, Ломов первый приступил к установке мин. Подвиг Ломова увлек и остальных минеров. Через 20 минут 32 мины были поставлены, задача была выполнена.
Медаль «За отвагу» (приказ по 48-й инженерно-саперной бригаде №212/н от 25.10.1944 г.). 7 и 9 октября 1944 года ефрейтор Ломов участвовал в разведке канала Крулевски на предмет выбора места переправы. В 25 метрах от противника, под ружейно-пулеметным огнем разведал участок канала на протяжении 500 метров. На строительстве моста укладывал береговые лежни, прогоны и настил. Под интенсивным огнем противника ефрейтор Ломов работал энергично и быстро, тем самым способствовал строительству моста в минимальный срок, до подхода артиллерии.
Медаль «За отвагу» (приказ по 48-й инженерно-саперной бригаде №6/н от 14.03.1945 г.).
В ночь с 13 на 14 января 1945 года в полосе наступления 38 гвардейской стрелковой дивизии в районе д. Воля Смоляна ефрейтор Ломов под огнем противника, в 20 метрах от его траншей, участвовал в группе саперов при проделывании прохода в проволочных заграждениях, тем самым обеспечивал успешное продвижение наших наступающих подразделений через заграждения противника. После проделывания проходов ефрейтор Ломов был оставлен их охранять.
С началом атаки нашей пехоты ефрейтор Ломов повел за собою через проход стрелковое подразделение и одновременно с ним ворвался в траншеи противника.
Орден Красной Звезды (приказ по 48-й инженерно-саперной бригаде №14/н от 6.05.19445 г.). Ефрейтор Ломов Роман Филимонович при форсировании реки Одер в ночь на 25 апреля 1945 года доставлял снаряды для пушек 369-й стрелковой дивизии под сильным пулеметным и минометным огнем противника.
По открытой местности было невозможно подъехать к берегу. Тогда ефрейтор Ломов первым сошел в воду и по пояс в воде лично сам на протяжении ночи перенес 30 ящиков со снарядами. Личному примеру мужества и отваги ефрейтора Ломова последовали и остальные бойцы отделения. Всего, обеспечивая боевые действия наших войск, за период с 17 июня 1944 года до Победы, 236-й инженерно-саперный батальон форсировал 10 рек, построил 43 деревянных моста, 1,5 километра дорог через болота, проверил 2371 километр дорог и снял более 8 тысяч мин противника.
…После окончания войны, осенью 1945-го, Р.Ф. Ломов вернулся к семье – жене, трем дочкам и сыну. Работал в учхозе «Громок».
Умер ветеран-орденоносец в 1976 году и был похоронен на местном кладбище.
Автор:Владимир Поветкин